Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка»
Протокол заседания
Педагогического совета МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
от 29.08.2025г. г. № 1
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
детского сада №14 «Аленушка»
__________________ Е.Х.Бабасинян
Рабочая программа
по Рисованию (Т.С. Комарова)
(дети 5-6 лет, старшая группа)
Автор-составитель:
А.А. Хаспекян
Ростовская область
с.Чалтырь
Пояснительная записка
Направленность программы – Художественно-эстетическое развитие
( рисование)
Нормативные основания разработки Рабочей программы
Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии
с:
Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации"
ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядок разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных
программ,
утверждённым
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809),
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28
ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с
изменением, внесенным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31,
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028
Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
Изобразительная деятельность.
Рисование:
Педагог продолжает развивать интерес детей к изобразительной
деятельности. Выявляет задатки у детей и развивает на их основе
художественно- творческие способности в продуктивных видах
детской деятельности. Педагог обогащает сенсорный опыт детей;
закрепляет знания об основных формах предметов и объектов
природы. Развивает у детей эстетическое восприятие, учит созерцать
красоту окружающего мира. Развивает у детей способность наблюдать,
всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать
их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно
плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается
вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце
и в тени). В процессе восприятия предметов и явлений развивает у
детей мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что
похоже), установление сходства и различия предметов и их частей,
выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщения.
Развивает у детей чувство формы, цвета, пропорций, учит передавать в
изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет),
характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине,
высоте, расположению относительно друг друга. Педагог продолжает
совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки,
лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и
выделять выразительные решения изображений.
Предметное рисование: педагог продолжает совершенствовать у детей
умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей
сказок, литературных произведений. Обращает внимание детей на
отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей;
побуждает их передавать эти отличия в рисунках. Учит передавать
положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращает
внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться
на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа
могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день - наклоняться и
так далее). Учит детей передавать движения фигур.
Способствует у детей овладению композиционным умениям: учит
располагать предмет на листе с учётом его пропорций (если предмет
вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он
вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом,
располагать его по горизонтали). Закрепляет у детей способы и приемы
рисования различными изобразительными материалами (цветные
карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина,
угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и тому
подобное). Вырабатывает у детей навыки рисования контура предмета
простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при
последующем закрашивании изображения не оставалось жестких,
грубых линий, пачкающих рисунок.
Педагог учит детей рисовать акварелью в соответствии с её
спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода
одного цвета в другой). Учит рисовать кистью разными способами:
широкие линии - всем ворсом, тонкие - концом кисти; наносить мазки,
прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти
мелкие пятнышки. Педагог закрепляет знания детей об уже известных
цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками
(голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство
цвета. Учит детей смешивать краски для получения новых цветов и
оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в
краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами
учит передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В
карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до
трех оттенков цвета.
Сюжетное рисование: педагог учит детей создавать сюжетные
композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных
произведений («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка»,
«Где обедал воробей?» и другие). Развивает у детей композиционные
умения, учит располагать изображения на полосе внизу листа, по всему
листу. Обращает внимание детей на соотношение по величине разных
предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди
меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Педагог учит
располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг
друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие
и тому подобное).
Декоративное рисование: педагог продолжает знакомить детей с
изделиями народных промыслов, закрепляет и углубляет знания о
дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагает
создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи,
знакомит с её цветовым строем и элементами композиции, поощряет
детей за разнообразие используемых элементов. Продолжает
знакомить детей с городецкой росписью, её цветовым решением,
спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых
тонов, а оттенков), учит использовать для украшения оживки.
Продолжает знакомить детей с росписью Полхов-Майдана. Педагог
включает городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую
работу детей, помогает осваивать специфику этих видов росписи.
Знакомит детей с региональным (местным) декоративным искусством.
Учит детей составлять узоры по мотивам городецкой, полховмайданской, гжельской росписи: знакомит с характерными элементами
(бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки). Педагог учит
создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос,
солонка, чашка, розетка и другое). Для развития творчества в
декоративной деятельности, педагог учит детей использовать
декоративные ткани, предоставляя детям бумагу в форме одежды и
головных уборов (кокошник, платок, свитер и другое), предметов быта
(салфетка, полотенце), учит ритмично располагать узор. Педагог
предлагает детям расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры.
Условия реализации:
Объем программы составляет 34 (академических) часа, занятия проводятся 1
раз в неделю по 25 минут.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата
Тема занятия
Объём в часах
05.09.2025
Тема 1"Знакомство с акварелью" стр.31.
1 час
12.09.2025
Тема 2"Укрась платочек ромашками". стр.33-34.
1 час
19.09.2025
Тема 3"Чебурашка" стр.34-35.
1 час
26.09.2025
Тема 4"Осенний лес". стр.36-37.
1 час
03.10.2025
Тема 5 "Весёлые игрушки" стр.39
1 час
10.10.2025
Тема 6"Знакомство с городецкойросписью"
Т.С. Комарова стр.43-44.
1 час
17.10.2025
Тема 7"Городецкая роспись" стр.44-45.
1 час
24.10.2025
Тема 8"Создание дидактической игры "Что нам
осень принесла" стр.45-46.
1 час
Тема 9 "Автобус, украшенный флажками, едет по
улице" Т.С. Комарова стр.52
1 ас
14.11.2025
Тема 10 "Закладка для книги" ("Городецкий
цветок"). стр.50-51.
1 час
21.11.2025
Тема 11"Грузовая машина". стр.52-53.
1 час
28.11.2025
Тема 12 "Рисование по замыслу». Стр. 55.
1 час
05.12.2025
Тема 13 "Большие и маленькие ели". стр.57-58.
1 час
12.12. 2025
Тема 14 Декоративное рисование "Городецкая
роспись деревянной доски". стр.59
1 час
19.12.2025
Тема 15 "Снежинка" . стр.61
1 час
26.12.2025
Тема 16"Городецкая роспись" стр.67-68.
1 час
16.01.2026
Тема 17"Машины нашего села." стр.69-70
1 час
23.01.2026
Тема 18"По мотивам городецкой росписи" стр.71-72.
1 час
1 час
30.01.2026
Тема 19 "Красивое развесистое дерево зимой"
стр.73-74
06.02.2026
Тема 20"Солдат на посту" стр.76
1 час
13.02.2026
Тема 21"Золотая хохлома" стр.78-79.
1 час
20.02.2026
Тема 22. «Домики трех поросят». стр. 80-81.
1 час
07.11.2025
27.02.2026
Тема 23 "Дети делают зарядку" стр.82-83.
1 час
06.03.2026
Тема 24 "Роспись кувшинчиков" стр.84-85.
1 час
13.03.2026
Тема 25 Рисование с элементами аппликации
«Панно "Красивые цветы" стр.85
1 час
20.03.2026
Тема 26 Рисование по замыслу. стр.88-89.
1 час
1 час
03.04.2026
Тема 27 "Нарисуй, какой хочешь узор"
стр.90
10.04.2026
Тема 28 "Роспись петуха" стр.94-95.
1 час
17.04.2026
Тема 29"Гжельские узоры". стр.99.
1 час
24.04.2026
Тема 30 "Дети танцуют на празднике в детском
саду" стр.100
1 час
08.05.2026
Тема 31 «Роспись силуэтов гжельской посуды». Стр.
103.
1 час
Тема 32 "Цветут сады». Стр. 104.
1 час
22.05.2026
Тема 33 «Бабочки летают над лугом». Стр. 105-106.
1 час
29.05.2026
Тема 34. Контрольно-диагностическое занятие.
Мониторинг. Коллективная творческая работа
1час
15.05.2026
Всего часов
34
Список литературы.
Методические пособия:
Т.С. Комарова. «Изобразительная деятельность в детском саду» Старшая группа. — М.:
Мозаика- Синтез, 2016.
ОП МБДОУ детского сада № 14 «Аленушка». ФОП.