Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка»
Протокол заседания
Педагогического совета МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
от 29.08.2025г. г. № 1
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
детского сада № 14
«Аленушка»
____________Е.Х. Бабасинян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Развитию Речи
для детей 5-6 лет (старшая группа )автор В.В. Гербова
Автор-составитель:
А.А. Хаспекян
Ростовская область
с.Чалтырь
Пояснительная записка
Направленность программы – речевое развитие
Нормативные основания разработки Рабочей программы
Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии
с:
Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации"
ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядок разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных
программ,
утверждённым
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809),
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28
ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с
изменением, внесенным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31,
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028
Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
От 5 лет до 6 лет.
2.Содержание образовательной деятельности - речевое развитие.
2.1.Формирование словаря:
педагог осуществляет обогащение словаря за счет расширения
представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и
характерах людей; за счет слов, обозначающих: названия профессий,
учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в
работе, трудовые действия и качество их выполнения; личностные
характеристики человека, его состояния и настроения, внутренние
переживания; социально-нравственные категории, оттенки цвета, тонкое
дифференцирование формы, размера и других признаков объекта; названия
обследовательских действий, необходимых для выявления качеств и свойств
предметов.
Педагог закрепляет у детей умение обобщать предметы: объединять их в
группы по существенным признакам.
2.2.Звуковая культура речи:
педагог развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи,
фонематический слух,
способствует освоению правильного произношения сонорных звуков ([л],
[л'], [р], [р']); упражняет в чистом звукопроизношении в процессе
повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов;
формирует умение использовать средства интонационной выразительности
при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе
общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра
голоса в зависимости от содержания).
2.3.Грамматический строй речи:
педагог формирует у детей умение грамматически правильно использовать в
речи:
несклоняемые
существительные,
слова,
имеющие
только
множественное или только единственное число, глаголы «одеть» и «надеть»,
существительные множественного числа в родительном падеже;
образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками.
2.4.Связная речь:
педагог способствует развитию у детей монологической речи,
формирует умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи
сверстников,
обогащает представления детей о правилах речевого этикета,
развивает умение соблюдать этику общения в условиях коллективного
взаимодействия,
поддерживает интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе,
поощряет использование в диалоге разных типов реплик;
педагог помогает детям осваивать этикет телефонного разговора, столового,
гостевого этикета, этикет взаимодействия в общественных местах;
использовать невербальные средства общения (мимика, жесты, позы);
принятые нормы вежливого речевого общения; участвовать в коллективных
разговорах, использовать разные виды деятельности и речевые ситуации для
развития диалогической речи;
педагог формирует у детей умения самостоятельно строить игровые и
деловые диалоги; пересказывать литературные произведения по ролям, по
частям, правильно передавая идею и содержание, пользоваться прямой и
косвенной речью;
с помощью педагога определять и воспроизводить логику описательного
рассказа; в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях
природы использовать прилагательные и наречия;
сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта; с помощью
педагога строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования; в
повествовании отражать типичные особенности жанра сказки или рассказа;
педагог развивает у детей речевое творчество, формирует интерес к
самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих
рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по
аналогии, рассказы по плану педагога, по модели.
Педагог закрепляет у детей умение внимательно выслушивать рассказы
сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их;
использовать элементы речи - доказательства при отгадывании загадок, в
процессе совместных игр, в повседневном общении, помогает детям
осваивать умения находить в текстах литературных произведений сравнения,
эпитеты; использовать их при сочинении загадок, сказок, рассказов.
2.5.Подготовка детей к обучению грамоте:
педагог помогает детям осваивать представления о существовании разных
языков, термины «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук» и
«согласный звук»,
проводить звуковой анализ слова, делить на слоги двух-трехслоговые слова;
осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно
выделять звуки в слове,
различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость
согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять
предложения по живой модели; определять количество и последовательность
слов в предложении.
Педагог развивает мелкую моторику кистей рук детей с помощью
раскрашивания, штриховки, мелких мозаик.
Условия реализации:
Объем программы составляет 66 (академических) часа, занятия проводятся 2
раза в неделю по 25 минут.
Образовательная деятельность по речевому развитию с детьми старшей
группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с сеткой
занятий. В середине непосредственно образовательной деятельности
проводятся физкультурные минутки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата
Формы работы
Объём в часах
01.09.2025
Занятие 1 Мы – воспитанники старшей группы
1ч
02.09.2025
Занятие 2 Рассказывание русской народной сказки «Заяцхвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»
1ч
08.09.2025
Занятие 3 Пересказ сказки «Заяц-хвастун»
1ч
09.09.2025
Занятие 4 Звуковая культура речи: дифференциация
звуков з – с
1ч
15.09.2025
Занятие 5 Обучение рассказыванию: составление
рассказов на тему «Осень наступила». Чтение
стихотворений о ранней осени
1ч
16.09.2025
Занятие 6 Заучивание стихотворения И. Белоусова
«Осень»
1ч
22.09.2025
Занятие 7 Рассматривание сюжетной картины «Осенний
день» и составление рассказов по ней
1ч
23.09.2025
Занятие 8 Веселые рассказы Н. Носова
1ч
29.09.2025
Занятие 9 Лексические упражнения. Чтение
стихотворения С. Маршака «Пудель»
1ч
30.09.2025
Занятие 10 Учимся вежливости
1ч
06.10.2025
Занятие 11 Обучение рассказыванию: описание кукол
1ч
07.10.2025
Занятие 12 Звуковая культура речи: дифференциация
звуков с – ц
1ч
13.10.2025
Занятие 13 Рассматривание картины «Ежи» и составление
рассказа по ней
1ч.
14.10.2025
Занятие 14 Лексико-грамматические упражнения. Чтение
сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»
1ч
20.10.2025
Занятие 15 Учимся быть вежливыми. Заучивание
стихотворения Р. Сефа «Совет»
1ч
21.10.2025
Занятие 16 Литературный калейдоскоп
1ч
10.11.2025
Занятие 17 Чтение стихов о поздней осени.
Дидактическое упражнение «Заверши предложение»
1ч
11.11.2025
Занятие 18 Рассказывание по картине
1ч
17.11.2025
Занятие 19 Чтение русской народной сказки
«Хаврошечка»
1ч
18.11.2025
Занятие 20 Звуковая культура речи: работа со звуками ж –
ш
1ч
1ч
24.11.2025
Занятие 21 Обучение рассказыванию
25.11.2025
Занятие 22 Завершение работы над сказкой «Айога»
1ч
01.12.2025
Занятие 23 Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил
человечков»
1ч
02.12.2025
Занятие 24 Пересказ рассказа В. Бианки «Купание
медвежат»
08.12.2025
Занятие 25 Чтение стихотворений о зиме
1ч
09.12.2025
Занятие 26 Дидактические упражнения: «Хоккей»,
«Кафе»
1ч
15.12.2025
Занятие 28 Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка
бычка обидела»
1ч
16.12.2025
Занятие 29 Звуковая культура речи: дифференциация
звуков с – ш
22.12.2025
Занятие 30 Чтение сказки П. Бажова «Серебряное
копытце»
1ч
Занятие 31 Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает
месяц молодой»
1ч
Занятие 32 Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное
копытце».
1ч
1ч
1ч
23.12.2025
12.01.2026
13.01.2026
Занятие 33 Дидактические игры со словами
1ч
19.01.2026
Занятие 34 Беседа на тему: «Я мечтал…» Дидактическая
игра «Подбери рифму»
1ч
20.01.2026
Занятие 35 Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда
Мороза»
1ч
26.01.2026
Занятие 36 Обучение рассказыванию
1ч
27.01.2026
Занятие 37 Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы»,
стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»
1ч
02.02.2026
Занятие 38 Звуковая культура речи: дифференциация
звуков з – ж
1ч
03.02.2026
Занятие 39 Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и
Вороненок»
1ч
09.02.2026
Занятие 40 Чтение стихотворений о зиме. Заучивание
стихотворения И. Сурикова «Детство»
1ч
1ч
10.02.2026
Занятие 41 Обучение рассказыванию. Дидактическое
упражнение «Что это?»
16.02.2026
Занятие 42 Беседа на тему «О друзьях и дружбе»
1ч
17.02.2026
Занятие 43 Рассказывание по теме «Моя любимая
игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово»
1ч
24.02.2026
Занятие 44 Чтение русской народной сказки «Царевналягушка»
1ч
02.03.2026
Занятие 45 Звуковая культура речи: дифференциация
звуков ч – щ
1ч
03.03.2026
Занятие 46 Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»
1ч
10.03.2026
Занятие 47 Чтение стихотворения Ю. Владимирова
«Чудаки»
1ч
16.03.2026
Занятие 48 Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
1ч
17.03.2026
Занятие 49 Беседа на тему «Наши мамы». Чтение
стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А.
Барто «Перед сном»
1ч
30.03.2026
Занятие 50 Составление рассказа по картинкам «Купили
щенка»
1ч
31.03.2026
Занятие 51 Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про
пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение»
1ч
1ч
06.04.2026
Занятие 52 Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева
«Про пингвинов»
07.04.2026
Занятие 53 Чтение рассказа В. Драгунского «Друг
детства»
13.04.2026
Занятие 54 Звуковая культура речи: дифференциация
звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный
Ба-бах»
1ч
14.04.2026
Занятие 55 Чтение сказки «Сивка-Бурка»
1ч
20.04.2026
Занятие 56 Звуковая культура речи: дифференциация
звуков л – р
1ч
1ч
21.04.2026
Занятие 57 Чтение стихотворений о весне. Дидактическая
игра «Угадай слово»
1ч
27.04.2026
Занятие 58 Повторение программных стихотворений.
Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи
мне, реченька лесная…»
1ч
28.04.2026
Занятие 59 Пересказ «загадочных историй» (по Н.
Сладкову)
04.05.2026
Занятие 60 Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»
1ч
05.05.2026
Занятие 61 Дидактические игры со словами. Чтение
небылиц
1ч
12.05.2026
Занятие 62 Чтение сказки В. Катаева «Цветиксемицветик»
1ч
18.05.2026
Занятие 63 Литературный калейдоскоп
1ч
1ч
19.05.2026
Занятие 64 Обучение рассказыванию по картинкам
1ч
25.05.2026
Занятие 65 Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз,
наискосок». Лексические упражнения
1ч
26.05.2026
Занятие 66 Лексические упражнения Цель. Проверить,
насколько богат словарный запас детей.
1ч
Всего часов:
66
Список литературы
Методические пособия:
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа — М.: Мозаика-Синтез,
Москва 2016.
ОП МБДОУ детского сада № 14 «Аленушка».