Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида детский сад № 14 «Алёнушка»
Протокол заседания № 1
Педагогического совета МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
29.08.2025г.
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
детского сада №14 «Алёнушка»
__________________ Е.Х.Бабасинян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Рисованию (Т.С. Комарова)
(дети 4-5 лет, средняя группа)
Автор составитель:
Г.Э. Яралиева - воспитатель
высшей квалификационной
категории
Ростовская область,
с.Чалтырь
2025г.
Пояснительная записка
Нормативные основания:
Рабочая программа
разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами,
регламентирующими деятельность МБДОУ № 14:
•
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации";
•
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования" (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №
1155);
•
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 г. № 1014);
•
Методические рекомендации по использованию Примерной основной
образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной
программы дошкольного образования в образовательной
организации (письмо
Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от
14.08.2015 г. № 24/4.1.1-5025/М);
•
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. №
26);
•
Лицензия на осуществление образовательной деятельности.
•
Устав МБДОУ № 14.
•
Основная образовательная программа МБДОУ № 14.
Направленность: Художественно-эстетическое развитие.
Вид: Рисование.
Цель: Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности;
совершенствование умений в рисовании. Воспитание эмоциональной отзывчивости при
восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения
взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
от 4 до 5 лет:
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Вызывать
положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и
наклеивать. Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления,
воображение, эстетические чувства, художественно-творческие способности. Продолжать
формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук.
Обогащать представления детей об изобразительном искусстве (иллюстрации к
произведениям детской литературы, репродукции произведений живописи, народное
декоративное искусство, скульптура малых форм и др.) как основе развития творчества.
Учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке,
аппликации. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в
рисовании, лепке, аппликации. Закреплять умение сохранять правильную позу при
рисовании: не горбиться, не наклоняться низко над столом, к мольберту; сидеть свободно,
не напрягаясь. Приучать детей быть аккуратными: сохранять свое рабочее место в
порядке, по окончании работы убирать все со стола. Учить проявлять дружелюбие при
оценке работ других детей.
Задачи:
4-5 лет
Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать
сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки
гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним
другие (солнышко, падающий снег и т. д.).
Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная,
квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей.Помогать детям
при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с
содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей
на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева,
цветы ниже куста. Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и
оттенках окружающих предметов и объектов природы. К уже известным цветам и
оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формировать
представление о том, как можно получить эти цвета. Учить смешивать краски для
получения нужных цветов и оттенков. Развивать желание использовать в рисовании,
аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего
мира. Закреплять умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок;
использовать их при создании изображения. Учить детей закрашивать рисунки кистью,
карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева
направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы
контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса
кисти. Закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого
цвета. К концу года формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки
цвета, изменяя нажим на карандаш. Формировать умение правильно передавать
расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и
соотносить их по величине. Декоративное рисование. Продолжать формировать умение
создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров.
Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического
восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей
(для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек,
вырезанные из бумаги). Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять
элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть
цвета, используемые в росписи.
Принципыреализации рабочей программы :
•
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
•
принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание
программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики);
•
принцип культуросообразности, который обеспечивает учет национальных
ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс
приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;
•
соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя
решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума»
материала);
•
принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются
ключевые качества в развитии дошкольников;
•
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных
областей;
•
принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
•
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности
является игра;
•
варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных
особенностей;
•
принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и
между детским садом и начальной школой.
Формы реализации :
Рабочая программа реализуется в форме непрерывной образовательной деятельности
(занятий). Занятие организуется 1 раз в неделю, 4 раза в месяц.
Условия реализации:
Объем программы составляет 35 (академических) часов, занятия проводятся 1 раз в
неделю по 20 минут.
Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию с детьми
средней группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с сеткой занятий.
В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные
минутки.
Планируемые результаты:
4-5 лет
Дети рисуют отдельные предметы и создают сюжетные композиции, повторяя
изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке
зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и
т. д.).
Имеют представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная,
треугольная), величине, расположении частей. При передаче сюжета располагают
изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в
действие объектами. Передают соотношения предметов по величине: дерево высокое,
куст ниже дерева, цветы ниже куста. К уже известным цветам и оттенкам добавляют
новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый). Имеют представление о том, как можно
получить эти цвета. Смешивают краски для получения нужных цветов и оттенков.
Закрепляют умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок;
используют их при создании изображения. Закрашивают рисунки кистью, карандашом,
проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо);
ритмично наносят мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводят
широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки — концом ворса кисти. К концу года
сформировано умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на
карандаш. Правильно передают расположение частей при рисовании сложных предметов
(кукла, зайчик и др.) и соотносят их по величине. Сформировано умение создавать
декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Выделяют
элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видят и называют цвета,
используемые в росписи.
.
Организация предметно-пространственной среды (занятия): методическая литература,
дидактический — наглядный материал.
Содержание программы
Дата
03.09.2025
10.09.2025
Тема занятия
Занятие № 1 Тема: Рисование по замыслу «Нарисуй
картинку про лето». Т.С. Комарова «Изобразительная
деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр. 23-24.
Занятие № 2. Тема: «На яблоне поспели яблоки»
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском
саду». Средняя группа. Стр. 25-26.
Объём в часах
1ч
1ч
17.09.2025
Занятие № 3. Тема: «Красивые цветы» Т.С. Комарова
«Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя
группа. Стр. 27-28.
1ч
24.09.2025
Занятие № 4. Тема: «Цветные шары (круглой и овальной
формы). Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в
детском саду». Средняя группа. Стр. 30-31.
1ч
01.10.2025
Занятие № 5. Тема: «Золотая осень». Т.С. Комарова
«Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя
группа. Стр. 31-32.
1ч
08.10.2025
Занятие № 6. Тема: «Сказочное дерево». Т.С. Комарова
«Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя
группа. Стр. 33-34.
1ч
15.10.2025
Занятие № 7. Тема: «Декоративное рисование «Украшение
фартука». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в
детском саду». Средняя группа. Стр. 34.
1ч
22.10.2025
Занятие№ 8. Тема: Рисование красками «Яички простые и
золотые». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в
детском саду». Средняя группа. Стр. 36-37.
1ч
Занятие № 9. Тема: «Рисование по замыслу». Т.С. Комарова
«Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя
группа. Стр. 38-39.
1ч
Занятие № 10. Тема: «Декоративное рисование «Украшение
свитера»» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в
детском саду». Средняя группа. Стр.40-41.
1ч
05.11.2025
12.11.2025
19.11.2025
Занятие № 11. Тема: «Маленький гномик». Т.С. Комарова
«Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя
группа. Стр.42-43.
1ч
26.11.2025
Занятие № 12. Тема: «Рыбки плавают в аквариуме». Т.С.
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Средняя группа. Стр.43-44.
1ч
03.12.2025
Занятие № 13. Тема: «Кто в каком домике живет». Т.С.
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Средняя группа. Стр.45-46.
1ч
10.12.2025
Занятие № 14. Тема: «Рисование красками «Снегурочка».
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском
саду». Средняя группа. Стр.47-48.
1ч
17.12.2025
Занятие № 15. Тема: «Новогодние поздравительные
открытки». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в
детском саду». Средняя группа. Стр.48-49.
1ч
24.12.2025
Занятие № 16. Тема: «Наша нарядная ёлка». Т.С. Комарова
«Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя
группа. Стр.50.
1ч
14.01.2026
Занятие № 17. Тема: «Маленькой ёлочке холодно зимой».
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском
саду». Средняя группа. Стр.51.
1ч
1ч
21.01.2026
Занятие № 18. Тема: «Развесистое дерево». Т.С. Комарова
«Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя
группа. Стр.52-53.
28.01.2026
Занятие № 19. Тема: «Нарисуй какую хочешь игрушку». Т.С.
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Средняя группа. Стр.56.
04.02.2026
11.02.2026
18.02.2026
Занятие № 20. Тема: «Декоративное рисование «Украшение
платочка». (по мотивам дымковских росписей). Т.С.
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Средняя группа. Стр.57.
Занятие № 21. Тема: «Украсим полоску флажками». Т.С.
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Средняя группа. Стр.58-59.
Занятие № 22. Тема: «Девочка пляшет». Т.С. Комарова
«Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя
группа. Стр.60.
1ч
1ч
1ч
1ч
25.02.2026
04.03.2026
Занятие № 23. Тема: «Расцвели красивые цветы». Т.С.
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Средняя группа. Стр.64.
1ч
Занятие № 24. Тема: «Декоративное рисование «Украсим
платьице кукле». Т.С. Комарова «Изобразительная
деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.68-69.
1ч
11.03.2026
Занятие № 25 Тема: «Красивая птичка». Т.С. Комарова
«Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя
группа. Стр.61-62.
1ч
18.03.2026
Занятие № 26. Тема: «Сказочный домик-теремок». Т.С.
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Средняя группа. Стр.72-73.
1ч
01.04.2026
Занятие № 27. Тема: «Мое любимое солнышко». Т.С.
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Средняя группа. Стр.74-75.
1ч
08.04.2026
Занятие № 28. Тема: «Твоя любимая кукла». Т.С. Комарова
«Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя
группа. Стр.75-76.
1ч
15.04.2026
Занятие № 29. Тема: «Дом, в котором ты живешь». Т.С.
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Средняя группа. Стр.77.
1ч
22.04.2026
Занятие № 30. Тема: «Празднично украшенный дом».
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском
саду». Средняя группа. Стр.78.
1ч
29.04.2026
Занятие № 31. Тема: «Самолеты летят сквозь облака». Т.С.
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Средняя группа. Стр.80.
1ч
06.05.2026
Занятие № 32. Тема: «Нарисуй картинку про весну». Т.С.
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Средняя группа. Стр.81.
1ч
13.05.2026
Занятие № 33. Тема: «Нарисуй какую хочешь картинку».
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском
саду». Средняя группа. Стр.82.
1ч
20.05.2026
27.05.2026
Занятие № 34 «Рисунок по замыслу» Т.С. Комарова
«Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя
группа. Стр.86
1ч
Занятие №35 Мониторинг
1ч
Всего
количество
часов
Всего 35 часов
Список литературы
Методические пособия
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа— М.:
Мозаика-Синтез, 2015.
«От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд.М.:Мозайка-Синтез, 2014.