Положение об адаптационном периоде дс 14 Аленушка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка»
Протокол заседания
Педагогического совета МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
от 30.08.2024г. г. № 1

«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
детского сада №14 «Аленушка»
__________________ Е.Х.Бабасинян

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АДАПТАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ ВОСПИТАННИКОВ
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка»

Ростовская область
с. Чалтырь

1. Общие положения.
- Настоящее Положение об адаптационном периоде воспитанников в муниципальном
бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида
№ 14 «Аленушка» (далее – Положение) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 –
ФЗ;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования", другими законодательными актами Министерства образования Российской
Федерации,
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155).
Настоящее Положение регулирует процесс адаптации ребёнка в муниципальном бюджетном
дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида № 14
«Аленушка» (далее – Детскийсад).
Адаптация – процесс активного приспособления ребёнка к условиям социальной среды
детского сада.
Цель адаптации: сформировать готовность ребёнка раннего дошкольного возраста к
вхождению в социум дошкольного учреждения.
Задачи адаптационного периода:
построение конструктивного сотрудничества между детьми, родителями (законными
представителями) и педагогами
соблюдение единых требований к режиму дня в семье и детском саду;
создание эмоционального комфорта для каждого ребёнка в группе;
осуществление индивидуального подхода к ребёнку.
Степени процесса адаптации:
лёгкая степень адаптации – 8-16 дней;
адаптация средней тяжести – до 30 дней;
тяжёлая степень адаптации – свыше 30 дней.
Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.
2. Схема адаптации ребенка к условиям детского сада.
Первичный прием детей в детский сад осуществляют заведующий, воспитатели группы,
педагог-психолог.
При приеме воспитанника уточняются сведения по анамнезу жизни, состоянию
здоровья, особенностям воспитания и поведения ребенка.
Адаптация проходит в зависимости от индивидуальных особенностей и поведения ребенка
по следующей схеме:
- первый, второй день пребывания – 2-3 часа в день (в зависимости от степени тяжести
процесса адаптации данная схема может быть продлена);
- третий-пятый день – ребенок находится в детском саду до дневного сна;
- со второй недели ребенка начинают оставлять на дневной сон и забирают сразу после
полдника;
- далее ребенка оставляют в детском саду на полный день.
Данная схема корректируется воспитателем и педагогом-психологом в зависимости от

течения адаптации ребенка, его возможной болезни в период адаптации, которая
увеличивает длительность протекания адаптации.

3. Организация деятельности воспитателей в адаптационный период.
Собрание родителей (законных представителей) вновь поступающих воспитанников
проводится до поступления ребёнка в детский сад. На собрании заведующий детским садом,
педагогические работники знакомят родителей (законных представителей) воспитанников с
характерными особенностями адаптационного периода, режимом дня в данной возрастной
группе.
Воспитатель проводит анализ течения адаптации совместно с педагогом- психологом.
Воспитатель организует воспитательно-образовательную работу в группе, сохраняя
привычные для ребенка способы кормления (докармливания), укладывания спать, игры с
игрушками.
В период адаптации воспитатель обеспечивает ребенку присмотр и уход:
- тепловой комфорт;
- питьевой режим;
- оптимальную двигательную активность;
- контроль состояния носоглотки;
- эмоциональный комфорт (использование функциональной музыки – при укладывании
спать, подъеме и других режимных моментах, рисовании).
Воспитатель оформляет наглядную информацию, индивидуальные памятки для родителей
по теме: «Особенности адаптационного периода».
4. Организация деятельности педагога-психолога в адаптационный период.
Педагог-психолог осуществляет диагностику возможных уровней адаптации ребёнка и
составляет прогноз вероятной степени адаптации.
Педагог-психолог проводит беседы, консультации для родителей (законных представителей)
воспитанников и педагогов по проблеме адаптации и преодолению трудностей адаптации.
Педагог-психолог координирует деятельность воспитателей и родителей (законных
представителей) в адаптационный период.
Совместно с воспитателем определяет окончание процесса адаптации у каждого
воспитанника.
5. Обязанности родителей
адаптационный период.

(законных

представителей)

воспитанников

в

Родители (законные представители) воспитанников соблюдают в семье режим дня,
соответствующий режиму дня детского сада.
В период адаптации родители (законные представители) воспитанников соблюдают схему
посещения ребенком детского сада, не допуская пропусков без уважительных причин.
Все дальнейшие вопросы, касающиеся оказания воспитанникам образовательных услуг, а
также осуществления присмотра и ухода за воспитанниками, регулируются договором об
образовании по образовательной программе дошкольного образования, заключенным при
приеме между детским садом и родителями (законными представителями) воспитанника.

Приложение 1
Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов
адаптации для детей от 1,5 до 3 лет
1. Разлука с мамой:
- ребенок спокойно расстается с мамой
- у ребенка при расставании с мамой остается лёгкое беспокойство, быстро спокаивается
- ребенок тяжело расстаётся с мамой , плачет

3 балла
2 балла
1 балл

2. Эмоциональное состояние
- ребенка весел, жизнерадостен, подвижен, активен
- ребенка улыбается, настроение хорошее, спокоен, иногда задумчив, замкнут
- ребенок постоянно плачет, раздражён, агрессивен, подавленное состояние 3.Действия с предметами:

3 балла
2 балла
1 балл

-Может сам найти для себя занятие играет длительно и увлечённо
- Играет вяло
- Отказывается от игры

3 балла
2 балла
1 балл

4.Социальные контакты ребенка со сверстниками
- у ребёнка много друзей, охотно играет с детьми
- ребенок сдержан, неохотно играет с детьми
- ребенок безразличен к играм, отстранен, замкнут, даже если вовлечен в игру,
проявляет тревогу
контакты ребенка со взрослыми
- ребенок охотно вступает в контакт, выполняет просьбы, адекватно реагирует на
знаки внимания
- ребенок общается только с некоторыми взрослыми или держится рядом со
взрослым, но молчит, просьб не выполняет
- ребенок держится в стороне, не замечает обращенной к нему речи, просьб не
выполняет, на знаки внимания не реагирует
5.Средства общения:
- у ребенка присутствуют положительные экспрессивно-мимические средства (улыбки,
смех, жесты)
- у ребенка присутствуют отрицательные экспрессивно и положительные экспрессивномимические средства
- у ребенка присутствуют отрицательные экспрессивно экспрессивно-мимические
средства(плач ,выражение грусти, уныния

3 балла
2 балла
1 балл
3 балла
2 балла
1 балл
3 балла
2 балла
1 балл

6.Навыки самообслуживания
- ребенок сам кушает, одевается, умывается, / сформированы КГН /
-ребенок с незначительной помощью выполняет КГН
-ребенок отказывается выполнять КГН
7.Сон ребенка

3 балла
2 балла
1 балл

- у ребенка сон спокойный, глубокий, засыпает быстро
- у ребенка сон спокойный, засыпает скоро, спит спокойно, но недолго
- ребенок засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне или отсутствие сна, плач

3 балла
2 балла
1 балл

8.Аппетит ребенка
- у ребенка очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием, ест до
насыщения
- у ребенка аппетит выборочный, но насыщенный, отвергает некоторые блюда,
капризничает
-приходится следить за тем, чтобы ребенок ел, ест долго, неохотно

3 балла
2 балла
1 балл

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНОКМ В ПРЕИОД АДАПТАЦИИ (для детей от 1,5 до 3 лет)
Фамилия, имя ребенка
дни
посещения

Разлука с
мамой

возраст
Эмоциональное Действие с Социальные контакты
состояние
предметами с детьми со взрослыми

Итого
Вывод:
Легкая степень адаптации Средняя степень адаптации Тяжелая степень адаптации -

чел
чел
чел

Средства
общения

Дата поступления
навыки
сон
обслуживание ребенка

20 г.
аппетит
ребенка

общий
Примечание
балл

%
%
%

Исходя из итоговых данных карты наблюдений в период адаптации в группе дошкольного возраста - адаптационный период прошел

Приложение 2
Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации
для детей дошкольного возраста
1. Эмоциональное состояние
- ребенка весел, жизнерадостен, подвижен, активен
- ребенка улыбается, настроение хорошее, спокоен, иногда задумчив, замкнут
- ребенок постоянно плачет, раздражён, агрессивен, подавленное состояние -

3 балла
2 балла
1 балл

2. Социальные контакты ребенка со сверстниками
- у ребёнка много друзей, охотно играет с детьми
- ребенок сдержан, неохотно играет с детьми
- ребенок безразличен к играм, отстранен, замкнут, с детьми не контактирует,
даже если вовлечен в игру, проявляет тревогу

3 балла
2 балла
1 балл

3.Социальные контакты ребенка со взрослыми
- ребенок охотно вступает в контакт, выполняет просьбы, адекватно реагирует на
знаки внимания
- ребенок общается только с некоторыми взрослыми или держится рядом со
взрослым, но молчит, просьб не выполняет
- ребенок держится в стороне, не замечает обращенной к нему речи, просьб не
выполняет, на знаки внимания не реагирует

3 балла
2 балла
1 балл

4.Навыки самообслуживания
- ребенок сам кушает, одевается, умывается, / сформированы КГН /
-ребенок с незначительной помощью выполняет КГН
-ребенок отказывается выполнять КГН

3 балла
2 балла
1 балл

5.Сон ребенка
- у ребенка сон спокойный, глубокий, засыпает быстро
- у ребенка сон спокойный, засыпает скоро, спит спокойно, но недолго
- ребенок засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне или отсутствие сна, плач

3 балла
2 балла
1 балл

6.Аппетит ребенка
- у ребенка очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием, ест до
насыщения
- у ребенка аппетит выборочный, но насыщенный, отвергает некоторые блюда,
капризничает
-приходится следить за тем, чтобы ребенок ел, ест долго, неохотно

3 балла
2 балла
1 балл

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНКОМ В ПРЕИОД АДАПТАЦИИ
Фамилия, имя ребенка

возраст

Дата поступления

20 г.

дни
посещения
ДОУ

Эмоциональное
состояние

Итого
Вывод:
Легкая степень адаптации Средняя степень адаптации Тяжелая степень адаптации -

Социальные контакты
с детьми

чел
чел
чел

со взрослыми

навыки
обслуживание

сон
ребенка

аппетит
ребенка

общий
балл

Примечание

%
%
%

Исходя из итоговых данных карты наблюдений в период адаптации в группе дошкольного возраста - адаптационный период прошел
Первые признаки того, что ребёнок адаптировался:
- хороший аппетит,
- спокойный сон,
- охотное общение с другими детьми,
- адекватная реакция на любое предложение воспитателя,
- нормальное эмоциональное состояние.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».