Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка» Протокол заседания Педагогического совета МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» от 30.08.2024г. г. № 1 «Утверждаю» Заведующий МБДОУ детского сада №14 «Аленушка» __________________ Е.Х.Бабасинян ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АДАПТАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ ВОСПИТАННИКОВ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка» Ростовская область с. Чалтырь 1. Общие положения. - Настоящее Положение об адаптационном периоде воспитанников в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида № 14 «Аленушка» (далее – Положение) разработано в соответствии с: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 – ФЗ; - Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", другими законодательными актами Министерства образования Российской Федерации, - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155). Настоящее Положение регулирует процесс адаптации ребёнка в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида № 14 «Аленушка» (далее – Детскийсад). Адаптация – процесс активного приспособления ребёнка к условиям социальной среды детского сада. Цель адаптации: сформировать готовность ребёнка раннего дошкольного возраста к вхождению в социум дошкольного учреждения. Задачи адаптационного периода: построение конструктивного сотрудничества между детьми, родителями (законными представителями) и педагогами соблюдение единых требований к режиму дня в семье и детском саду; создание эмоционального комфорта для каждого ребёнка в группе; осуществление индивидуального подхода к ребёнку. Степени процесса адаптации: лёгкая степень адаптации – 8-16 дней; адаптация средней тяжести – до 30 дней; тяжёлая степень адаптации – свыше 30 дней. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 2. Схема адаптации ребенка к условиям детского сада. Первичный прием детей в детский сад осуществляют заведующий, воспитатели группы, педагог-психолог. При приеме воспитанника уточняются сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, особенностям воспитания и поведения ребенка. Адаптация проходит в зависимости от индивидуальных особенностей и поведения ребенка по следующей схеме: - первый, второй день пребывания – 2-3 часа в день (в зависимости от степени тяжести процесса адаптации данная схема может быть продлена); - третий-пятый день – ребенок находится в детском саду до дневного сна; - со второй недели ребенка начинают оставлять на дневной сон и забирают сразу после полдника; - далее ребенка оставляют в детском саду на полный день. Данная схема корректируется воспитателем и педагогом-психологом в зависимости от течения адаптации ребенка, его возможной болезни в период адаптации, которая увеличивает длительность протекания адаптации. 3. Организация деятельности воспитателей в адаптационный период. Собрание родителей (законных представителей) вновь поступающих воспитанников проводится до поступления ребёнка в детский сад. На собрании заведующий детским садом, педагогические работники знакомят родителей (законных представителей) воспитанников с характерными особенностями адаптационного периода, режимом дня в данной возрастной группе. Воспитатель проводит анализ течения адаптации совместно с педагогом- психологом. Воспитатель организует воспитательно-образовательную работу в группе, сохраняя привычные для ребенка способы кормления (докармливания), укладывания спать, игры с игрушками. В период адаптации воспитатель обеспечивает ребенку присмотр и уход: - тепловой комфорт; - питьевой режим; - оптимальную двигательную активность; - контроль состояния носоглотки; - эмоциональный комфорт (использование функциональной музыки – при укладывании спать, подъеме и других режимных моментах, рисовании). Воспитатель оформляет наглядную информацию, индивидуальные памятки для родителей по теме: «Особенности адаптационного периода». 4. Организация деятельности педагога-психолога в адаптационный период. Педагог-психолог осуществляет диагностику возможных уровней адаптации ребёнка и составляет прогноз вероятной степени адаптации. Педагог-психолог проводит беседы, консультации для родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов по проблеме адаптации и преодолению трудностей адаптации. Педагог-психолог координирует деятельность воспитателей и родителей (законных представителей) в адаптационный период. Совместно с воспитателем определяет окончание процесса адаптации у каждого воспитанника. 5. Обязанности родителей адаптационный период. (законных представителей) воспитанников в Родители (законные представители) воспитанников соблюдают в семье режим дня, соответствующий режиму дня детского сада. В период адаптации родители (законные представители) воспитанников соблюдают схему посещения ребенком детского сада, не допуская пропусков без уважительных причин. Все дальнейшие вопросы, касающиеся оказания воспитанникам образовательных услуг, а также осуществления присмотра и ухода за воспитанниками, регулируются договором об образовании по образовательной программе дошкольного образования, заключенным при приеме между детским садом и родителями (законными представителями) воспитанника. Приложение 1 Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации для детей от 1,5 до 3 лет 1. Разлука с мамой: - ребенок спокойно расстается с мамой - у ребенка при расставании с мамой остается лёгкое беспокойство, быстро спокаивается - ребенок тяжело расстаётся с мамой , плачет 3 балла 2 балла 1 балл 2. Эмоциональное состояние - ребенка весел, жизнерадостен, подвижен, активен - ребенка улыбается, настроение хорошее, спокоен, иногда задумчив, замкнут - ребенок постоянно плачет, раздражён, агрессивен, подавленное состояние 3.Действия с предметами: 3 балла 2 балла 1 балл -Может сам найти для себя занятие играет длительно и увлечённо - Играет вяло - Отказывается от игры 3 балла 2 балла 1 балл 4.Социальные контакты ребенка со сверстниками - у ребёнка много друзей, охотно играет с детьми - ребенок сдержан, неохотно играет с детьми - ребенок безразличен к играм, отстранен, замкнут, даже если вовлечен в игру, проявляет тревогу контакты ребенка со взрослыми - ребенок охотно вступает в контакт, выполняет просьбы, адекватно реагирует на знаки внимания - ребенок общается только с некоторыми взрослыми или держится рядом со взрослым, но молчит, просьб не выполняет - ребенок держится в стороне, не замечает обращенной к нему речи, просьб не выполняет, на знаки внимания не реагирует 5.Средства общения: - у ребенка присутствуют положительные экспрессивно-мимические средства (улыбки, смех, жесты) - у ребенка присутствуют отрицательные экспрессивно и положительные экспрессивномимические средства - у ребенка присутствуют отрицательные экспрессивно экспрессивно-мимические средства(плач ,выражение грусти, уныния 3 балла 2 балла 1 балл 3 балла 2 балла 1 балл 3 балла 2 балла 1 балл 6.Навыки самообслуживания - ребенок сам кушает, одевается, умывается, / сформированы КГН / -ребенок с незначительной помощью выполняет КГН -ребенок отказывается выполнять КГН 7.Сон ребенка 3 балла 2 балла 1 балл - у ребенка сон спокойный, глубокий, засыпает быстро - у ребенка сон спокойный, засыпает скоро, спит спокойно, но недолго - ребенок засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне или отсутствие сна, плач 3 балла 2 балла 1 балл 8.Аппетит ребенка - у ребенка очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием, ест до насыщения - у ребенка аппетит выборочный, но насыщенный, отвергает некоторые блюда, капризничает -приходится следить за тем, чтобы ребенок ел, ест долго, неохотно 3 балла 2 балла 1 балл КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНОКМ В ПРЕИОД АДАПТАЦИИ (для детей от 1,5 до 3 лет) Фамилия, имя ребенка дни посещения Разлука с мамой возраст Эмоциональное Действие с Социальные контакты состояние предметами с детьми со взрослыми Итого Вывод: Легкая степень адаптации Средняя степень адаптации Тяжелая степень адаптации - чел чел чел Средства общения Дата поступления навыки сон обслуживание ребенка 20 г. аппетит ребенка общий Примечание балл % % % Исходя из итоговых данных карты наблюдений в период адаптации в группе дошкольного возраста - адаптационный период прошел Приложение 2 Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации для детей дошкольного возраста 1. Эмоциональное состояние - ребенка весел, жизнерадостен, подвижен, активен - ребенка улыбается, настроение хорошее, спокоен, иногда задумчив, замкнут - ребенок постоянно плачет, раздражён, агрессивен, подавленное состояние - 3 балла 2 балла 1 балл 2. Социальные контакты ребенка со сверстниками - у ребёнка много друзей, охотно играет с детьми - ребенок сдержан, неохотно играет с детьми - ребенок безразличен к играм, отстранен, замкнут, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру, проявляет тревогу 3 балла 2 балла 1 балл 3.Социальные контакты ребенка со взрослыми - ребенок охотно вступает в контакт, выполняет просьбы, адекватно реагирует на знаки внимания - ребенок общается только с некоторыми взрослыми или держится рядом со взрослым, но молчит, просьб не выполняет - ребенок держится в стороне, не замечает обращенной к нему речи, просьб не выполняет, на знаки внимания не реагирует 3 балла 2 балла 1 балл 4.Навыки самообслуживания - ребенок сам кушает, одевается, умывается, / сформированы КГН / -ребенок с незначительной помощью выполняет КГН -ребенок отказывается выполнять КГН 3 балла 2 балла 1 балл 5.Сон ребенка - у ребенка сон спокойный, глубокий, засыпает быстро - у ребенка сон спокойный, засыпает скоро, спит спокойно, но недолго - ребенок засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне или отсутствие сна, плач 3 балла 2 балла 1 балл 6.Аппетит ребенка - у ребенка очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием, ест до насыщения - у ребенка аппетит выборочный, но насыщенный, отвергает некоторые блюда, капризничает -приходится следить за тем, чтобы ребенок ел, ест долго, неохотно 3 балла 2 балла 1 балл КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНКОМ В ПРЕИОД АДАПТАЦИИ Фамилия, имя ребенка возраст Дата поступления 20 г. дни посещения ДОУ Эмоциональное состояние Итого Вывод: Легкая степень адаптации Средняя степень адаптации Тяжелая степень адаптации - Социальные контакты с детьми чел чел чел со взрослыми навыки обслуживание сон ребенка аппетит ребенка общий балл Примечание % % % Исходя из итоговых данных карты наблюдений в период адаптации в группе дошкольного возраста - адаптационный период прошел Первые признаки того, что ребёнок адаптировался: - хороший аппетит, - спокойный сон, - охотное общение с другими детьми, - адекватная реакция на любое предложение воспитателя, - нормальное эмоциональное состояние.