Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка» Протокол заседания Педагогического совета МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» от 30.08.2024г. г. № 1 Утверждаю Заведующий МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ____________Е.Х. Бабасинян РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по лепке (Т.С. Комарова ) (дети 4-5 лет, средняя группа) Автор-составитель: Л.А. Бабахян Ростовская область с. Чалтырь Пояснительная записка Направленность программы – Художественно-эстетическое развитие ( лепка) Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с: Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации" ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809), СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31, Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» Направленность: Художественно-эстетическое развитие. Вид: Лепка. Цель:Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. Задачи: Средний возраст (от 4 до 5 лет) Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах; учить прищипыванию с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки. Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы. Познакомить с приемами использования стеки. Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки. Закреплять приемы аккуратной лепки. Принципыреализации рабочей программы : • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; • принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); • принцип культуросообразности, который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры; • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников; • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; • принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса; • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; • варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; • принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. Формы реализации : Рабочая программа реализуется в форме непрерывной образовательной деятельности (занятий). Занятие организуется 1 раз в 2 недели, 2 раза в месяц. Условия реализации: Объем программы составляет 16 (академических) часов, занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 20 минут. Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию с детьми средней группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с сеткой занятий. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки. Планируемые результаты: Средний возраст (4-5 лет) Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов. Организация предметно-пространственной среды (занятия): методическая литература, дидактический — наглядный материал. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН Дата Формы работы Объём в часах 02.09.2024 Тема 1 «Яблоки и ягоды». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа. стр. 23. 16.09.2024 Тема 2 «Большие и маленькие морковки». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа. стр. 24. 1ч Тема 3 «Огурец и свекла» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа. стр. 26. 1ч Тема 4 «Лепка по замыслу» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа. стр. 28-29. 1ч 30.09.2024 14.10.2024 11.11.2024 25.11.2024 09.12.2024 23.12.2024 1ч Тема 5 «Угощение для кукол». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа. стр. 35. 1ч Тема 6 «Слепи какую хочешь игрушку в подарок другу (братишке, сестренке) Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа. стр. 37. 1ч Тема 7 «Уточка». По дымковской игрушке. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа. стр. 43. 1ч Тема 8 «Вылепи какие хочешь овощи или фрукты для игры в магазин». . Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа. стр. 44-45. 1ч 20.01.2025 Тема 9 «Разные рыбки» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа. стр. 42. 1ч 03.02.2025 Тема 10 ««Девочка в зимней одежде». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа. стр. 47. 1ч Тема 11 «Большая утка с утятами». (коллективная композиция) Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа. стр. 48. 1ч 17.02.2025 17.03.2025 07.04.2025 21.04.2025 05.05.2025 26.05.2025 Всего 16 количество часов Тема 12Лепка по замыслу «Слепи, что тебе хочется» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа. стр. 50-51. Тема 13 «Птичка» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа. стр. 51-52. Тема 14 «Вылепи какое хочешь игрушечное животное» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа. стр. 53-54. Тема 15 «Лепка по замыслу». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа. стр. 63. Тема 16. Итоговое занятие. Мониторинг. Коллективная лепка «Божьи коровки» 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч Список литературы Методические пособия Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2015. «От рождения до школы».Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд.М.:Мозаика-Синтез, 2014.