Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка» Протокол заседания Педагогического совета МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» от 30.08.2024г. г. № 1 Утверждаю Заведующий МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ____________Е.Х. Бабасинян РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по конструированию (Л.В. Куцакова) (дети 4-5 лет, средняя группа) Автор-составитель: Л.А.Бабахян Ростовская область с. Чалтырь Пояснительная записка Направленность программы – Художественно-эстетическое развитие (конструирование) Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с: Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации" ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809), СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31, Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» Направленность: Художественно-эстетическое развитие. Вид: Конструирование. Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. Конструктивно-модельная деятельность. Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. Задачи: Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.). Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности. Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение. Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений. Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. Конструирование из строительного материала. Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки. Продолжать учить сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины, дома). Конструирование из деталей конструкторов. Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу. Учить создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя. Учить создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.). Принципы реализации рабочей программы : • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; • принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); • принцип культуросообразности, который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры; • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников; • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; • принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса; • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; • варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; • принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. Формы реализации : Рабочая программа реализуется в форме непрерывной образовательной деятельности (занятий). Занятие организуется 1 раз в месяц. Условия реализации: Объем программы составляет 35 (академических) часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут. Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию с детьми средней группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с сеткой занятий. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки. Планируемые результаты: У детей расширяются знания и представления о конструируемых объектах; Расширяются представления о деятельности людей, связанной со строительством, созданием техники, предметов, вещей. Умеет выделять основные части и характерные детали конструкций. Умеет анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки. Умеет заменять одни детали другими. Умеют преобразовывать постройки по различным параметрам, сооружать по словесной инструкции. Умеет создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. Умеет строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Умеет работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять. Развивается деловое и игровое общение детей. Приучаются к аккуратности в работе и порядку. Организация предметно-пространственной среды (занятия): методическая литература, дидактический — наглядный материал. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН Дата 04.09.2024 11.09.2024 18.09.2024 25.09.2024 Тема занятия Объём в часах Тема1 «Загородки и заборы». Занятие № 1. «Работа с иллюстрацией 2ч «Дверь в Формандию». Л.В. Куцакова. «Конструирование из строительного материала». Средняя группа. Стр. 13-14. Рис. 1. Занятие № 2. «Работа с иллюстрациями» «Идем в гости». Л.В. Куцакова. «Конструирование из строительного материала». Средняя группа. Стр. 14-18. Рис. 2,3,4,5. 02.10.2024 09.10.2024 Занятие № 3. «Работа с иллюстрацией «Забор с узорчатой решеткой». Л.В. Куцакова. «Конструирование из строительного материала». Средняя группа. Стр. 19-20. Рис. 6. 16.10.2024 23.10.2024 06.11.2024 Занятие № 4. «Игровые задания по строительству загородок, аквариумов, стоянок для машин и т.д.» Л.В. Куцакова. «Конструирование из строительного материала». Средняя группа. Стр. 19-21. 2ч 2ч 3ч Тема № 2. «Домики, сарайчики» 13.11.2024 20.11.2024 27.11.2024 04.12.2024 11.12.2024 18.12.2024 25.12.2024 Занятие № 5. «Работа с иллюстрациями «Домики зверюшек». Л.В. Куцакова. «Конструирование из строительного материала». Средняя группа. Стр. 2126.Рис. (7,8,9,10). 2ч Занятие № 6. «Работа с иллюстрациейразные строения» Л.В. Куцакова. «Конструирование из строительного материала». Средняя группа. Стр. 2627.Рис. (11). 2ч Занятие № 7. «Игровые задания«Конструирование зоопарка», «Перестрой ворота». Л.В. Куцакова. «Конструирование из строительного материала». Средняя группа. Стр.27. 3ч 15.01.2025 22.01.2025 Тема № 3. «Терема». Занятие № 8. «Работа с иллюстрациями «Зверюшки и фигуры». Л.В. Куцакова. «Конструирование из строительного материала». Средняя группа. Стр.28-30. Рис. 12-16. 29.01.2025 05.02.2025 Занятие № 9. «Работа с иллюстрациями. Игровые задания «Построить высокий теремок, чтобы в нем мог жить зайчик». Л.В. Куцакова. «Конструирование из строительного материала». Средняя группа. Стр.31-32. 2ч Занятие № 10. «Работа с иллюстрацией «Бусы и флажки», «Геометрические фигуры». Л.В. Куцакова. «Конструирование из строительного материала». Средняя группа. Стр.32-33. Рис. 17, 18. 2ч 12.02.2025 19.02.2025 2ч 26.02.2025 05.03.2025 2ч Тема № 4. «Лесной детский сад». Занятие № 11.»Работа с иллюстрацией «Геометрические фигуры». ». Л.В. Куцакова. «Конструирование из строительного материала». Средняя группа. Стр.34-35. Рис. 19, 12, 13, 14, 15, 16. 12.03.2025 19.03.2025 Занятие № 12. «Игровые задания. «Строительство внутренних помещений». Л.В. Куцакова. «Конструирование из строительного материала». Средняя группа. Стр.35. Рис. (2-10;и рис. 20). 2ч Тема № 5. «Грузовые автомобили». 02.04.2025 09.04.2025 Занятие № 13.»Работа с иллюстрациями по теме». Л.В. Куцакова. «Конструирование из строительного материала». Средняя группа. Стр.37-40. Рис. (21-27). 2ч 16.04.2025 23.04.2025 Занятие № 14. «Работа с иллюстрациями по теме». Игра «Выкладывание изображений из геометрических фигур». Л.В. Куцакова. «Конструирование из строительного материала». Средняя группа. Стр.4145.Рис. (28-34). 2ч 30.04. 2025 07.05.2025 Тема № 6. «Мосты» Занятие № 15. «Работа с иллюстрацией по теме». Л.В. Куцакова. «Конструирование из строительного материала». Средняя группа. Стр.4548.Рис. (35, 36, 37). 2ч 14.05.2025 21.05.2025 Тема № 7. «Корабли». Занятие № 16.»Работа с иллюстрациями по теме». Конструирование по образцам, по их преобразованию, по замыслу, по темам. Л.В. Куцакова. «Конструирование из строительного материала». Средняя группа. Стр.49-51. 2ч Тема № 8. «Самолеты». 28.05.2025 Занятие № 17. «Работа с иллюстрацией «Вертолет», «Самолет». Л.В. Куцакова. «Конструирование из строительного материала». Средняя группа. Стр.5155.Рис. 38, 39, 40, 41. 1ч Всего 35 часов Список литературы. Методические пособия: Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала». Средняя группа. – М.: Мозайка-Синтез, 2015. «От рождения до школы».Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд.М.:Мозайка-Синтез, 2014.