Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка» Протокол заседания Педагогического совета МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» от 30.08.2024г. г. № 1 Утверждаю Заведующий МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ____________Е.Х. Бабасинян РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по аппликации (Т.С. Комарова ) (дети 4-5 лет, средняя группа) Автор-составитель: Л.А. Бабахян Ростовская область с. Чалтырь Пояснительная записка Направленность программы – Художественно-эстетическое развитие ( аппликация) Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с: Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации" ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809), СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31, Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» Направленность: Художественно-эстетическое развитие. Вид: Аппликация. Цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, художественном труде. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ. Задачи: Средний возраст (от 4 до 5). Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить составлять из полос изображения разных предметов (забор, скамейка, лесенка, дерево, кустик и др.). Учить вырезать круглые формы из квадрата и овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п. Продолжать расширять количество изображаемых в аппликации предметов (птицы, животные, цветы, насекомые, дома, как реальные, так и воображаемые) из готовых форм. Учить детей преобразовывать эти формы, разрезая их на две или четыре части (круг — на полукруги, четверти; квадрат — на треугольники и т. д.). Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания. Поощрять проявление активности и творчества. . Принципыреализации рабочей программы : • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; • принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); • принцип культуросообразности, который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры; • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников; • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; • принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса; • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; • варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; • принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. Формы реализации : Рабочая программа реализуется в форме непрерывной образовательной деятельности (занятий). Условия реализации: Объем программы составляет 17 (академических) часов, по 20 минут. Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию с детьми средней группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с сеткой занятий. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки. Планируемые результаты: Средний возраст (4-5 лет): дети могут правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей. Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур. . Организация предметно-пространственной среды (занятия): методическая литература, дидактический — наглядный материал. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН Дата Тема занятия Объём в часа 09.09.2024 Тема 1 Аппликация «Нарежь полосочки, и наклей из них какие хочешь предметы» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. стр. 27. 23.09.2024 Тема 2 «Укрась салфеточку». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа Стр. 30. 1ч 07.10.2024 Тема 3 «Украшение платочка». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа Стр. 34. 1ч 18.11.2024 Тема 4 «Лодки плывут по реке» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа Стр. 35-36. 1ч 27.10.2023 17.11.2023 Тема 5 «Большой дом». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа Стр. 39 Тема 6 «Корзина грибов» (коллективная композиция). Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа Стр. 41. 1ч 1ч 1ч 02.12.2024 Тема 7 «Вырежи и наклей какую хочешь постройку» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа Стр. 46-47.. 1ч 16.12.2024 Тема 8 «Бусы на елку» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа Стр. 4950. 1ч 13.01.2025 Тема 9 «В магазин привезли красивые пирамидки» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа Стр. 52. 1ч 27.01.2025 Тема 10 «Автобус» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа Стр. 52. 1ч 10.02.2025 Тема 11 «Летящие самолеты».(коллективная композиция». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа Стр. 6061. 1ч 03.03.2025 Тема 12 «Вырежи и наклей что бывает круглое и овальное. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа Стр. 66-68. 31.03.2025 Тема 13«Загадки». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа Стр. 7374. 1ч Тема 14 «Вырежи и наклей что хочешь». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа Стр. 75. 1ч 14.04.2025 28.04.2025 19.05.2025 Тема 15.«Волшебный сад» (коллективная композиция) Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа Стр. 81 1ч 2ч 17 часов Всего часов Список литературы Методические пособия: Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. — М.: Мозаика- Синтез, 2014. «От рождения до школы»: «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд.М.:Мозаика-Синтез, 2014.