Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка» Протокол заседания Педагогического совета МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» от 30.08.2024г. г. № 1 Утверждаю Заведующий МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ____________Е.Х. Бабасинян РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ознакомлению с природой для детей 3-4 лет (вторая младшая группа). автор Соломенникова О.А. Автор-составитель: Г.А. Даглдиян Ростовская область с.Чалтырь ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность: познавательное развитие (ознакомление с природой). Рабочая программа направлена на расширение кругозора детей, формирование основы базовых представлений о человеке, растительном и животном мире. Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с: Федеральныйзакон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021)"Обобразовании в Российской Федерации" ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809), СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31, Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022г. № 1028 Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ООП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» Цели программы :Ознакомление с явлениями природы и особенностями взаимоотношений человека с окружающей средой. Формирование основ экологической культуры. Задачи программы расширять представления детей о многообразии и особенностях растений, животных, ближайшего окружения, их существенных отличительных признаках, неживой природе, явлениях природы и деятельности человека в природе в разные сезоны года, знакомить с правилами поведения по отношению к живым объектам природы Принципы: -Возрастная адекватность дошкольного образования в области познавательного развития (ознакомления с природой); -Поддержка инициативы детей в решении познавательных задач; -Полноценное сотрудничество с семьями воспитанников, -Интеграция образовательных областей. -Единство воспитательных, развивающих и обучающих целевых ориентиров. Содержание Программы ; педагог расширяет представления о диких и домашних животных, деревьях, кустарниках, цветковых, травянистых растениях, овощах и фруктах, ягодах данной местности, помогает их различать и группировать на основе существенных признаков: внешний вид, питание; польза для человека; знакомит с объектами неживой природы и некоторыми свойствами воды, песка, глины, камней. Продолжает развивать способность наблюдать за явлениями природы в разные сезоны года и изменениями в жизни животных, растений и человека (выделять признаки времен года по состоянию листвы на деревьях, почвенному покрову). Способствует усвоению правил поведения в природе (не ломать ветки, не рвать растения, осторожно обращаться с животными, заботиться о них), развивает умение видеть красоту природы и замечать изменения в ней в связи со сменой времен года. Формы реализации: Организованная образовательная деятельность (занятие); Беседы Наблюдения Рассматривание Опытно-исследовательская деятельность Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская; Дидактические игры. Планируемые результаты К концу года дети должны уметь: Анализировать, результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе. Знать несколько видов травянистых растений, иметь представления о способах вегетативного размножения растений. Знать и называть диких и домашних животных, некоторых птиц, насекомых, земноводных. Делать выводы о том, как человек может беречь природу. Иметь представления о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и наоборот. Уметь применять полученные знания на практике. Знать, что нужно делать, для того чтобы поддерживать свое здоровье и здоровье окружающих людей. Условия реализации рабочей программы: Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественнотворческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога. Центры оснащены развивающими материалами: Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности, Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образносимволический материал и т.д. 2. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия: условия для свободного выбора деятельности; условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств; не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы; создание разных пространств, предъявления детских продуктов: легко сменяемые стенды и полки, на которых ребенок может поместить свою работу. В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей. Реализация рабочей программы предполагает необходимое ресурсное обеспечение: Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон, оснащенная развивающими материалами: лупы, магниты, наглядно-дидактическими пособиями серии «Мир в картинках»: «Животные жарких стран», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». В совместной деятельности педагога с детьми предполагается создание разнообразных коллекций, собранных детьми и взрослыми; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, картин , иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), Проведение занятий сопровождается использованием ИКТ (телевизор, музыкальный центр); Объем программы - рабочая программа реализуется в форме организованной образовательной деятельности (занятие), составляет 18 (академических часов), занятия проводятся 1 раз в две недели, 2 занятия в месяц, в год – 18 занятий. Образовательная деятельность осуществляется в соответствиис расписанием по 15 мин. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки. Педагогическая диагностика 1 раз в год осуществляется контроль за качеством реализации программы и динамикой освоения программы воспитанниками. В мае проводится игровое контрольно-диагностическое занятие с формализацией итогов освоения детьми содержания программы в аналитической справке. Анализ данных позволяет воспитателю своевременно координировать собственную деятельность. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Составлен в соответствии с календарным графиком на 2024-2025 учебный год. Месяц сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май Итого Тема занятия Дата «Мир вокруг нас» 02.09.2024 «Какие стали листочки». 16.09.2024 «Меняем воду в аквариуме». 30.09.2024 «Овощи с огорода» 14.10.2024 «В гостях у бабушки». 11.11.2024 «Знакомство с куриным семейством» 25.11.2024 «Рыбка живая – ее надо кормить» 09.12.2024 «Знакомство с помидором, огурцом, капустой» 23.12.2024 «В январе, в январе, много снега во дворе». 20.01.2025 «Посадка лука» 03.02.2025 «Покормим птиц зимой». 17.02.2025 «Экологическая тропа». 17.03.2025 «Экологическая тропа 2». 31.03.2025 «Прогулка по весеннему лесу». 14.04.2025 «Знакомство со свеклой и картофелем» 28.04.2025 Игровое контрольно - диагностическое занятие 19.05.2025 17 занятий Методические рекомендации 1.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду:Для занятий с детьми 3-4 года, - М.: Мозаика-Синтез, 2017.2.ОП ДОУ3.Электронные ресурсыhttps://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-yekologicheskie-igry-dlja-detei3-4-let.htmlhttps://vk.com/topic-75023500_37883374