Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка»
Протокол заседания
Педагогического совета МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
от 30.08.2024г. г. № 1
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
____________Е.Х. Бабасинян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ознакомлению с природой
для детей 3-4 лет (вторая младшая группа).
автор Соломенникова О.А.
Автор-составитель:
Г.А. Даглдиян
Ростовская область
с.Чалтырь
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: познавательное развитие (ознакомление с природой). Рабочая
программа направлена на расширение кругозора детей, формирование основы
базовых представлений о человеке, растительном и животном мире.
Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Федеральныйзакон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред.
от 02.07.2021)"Обобразовании в Российской Федерации"
ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядок
разработки
и
утверждения
федеральных
основных
общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2
ноября 2022 г., регистрационный № 70809),
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28
ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с изменением,
внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 21 января .2019 г. № 31,
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее
- ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 25.11.2022г. № 1028
Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
ООП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
Цели программы :Ознакомление с явлениями природы и особенностями
взаимоотношений человека с окружающей средой. Формирование основ
экологической культуры.
Задачи программы
расширять представления детей о многообразии и особенностях растений,
животных, ближайшего окружения, их существенных отличительных
признаках, неживой природе, явлениях природы и деятельности человека в
природе в разные сезоны года,
знакомить с правилами поведения по отношению к живым объектам
природы
Принципы:
-Возрастная адекватность дошкольного образования в области познавательного
развития (ознакомления с природой);
-Поддержка инициативы детей в решении познавательных задач;
-Полноценное сотрудничество с семьями воспитанников,
-Интеграция образовательных областей.
-Единство воспитательных, развивающих и обучающих целевых ориентиров.
Содержание Программы ;
педагог расширяет представления о диких и домашних животных, деревьях,
кустарниках, цветковых, травянистых растениях, овощах и фруктах, ягодах
данной местности, помогает их различать и группировать на основе
существенных признаков: внешний вид, питание; польза для человека;
знакомит с объектами неживой природы и некоторыми свойствами воды,
песка, глины, камней.
Продолжает развивать способность наблюдать за явлениями природы в
разные сезоны года и изменениями в жизни животных, растений и человека
(выделять признаки времен года по состоянию листвы на деревьях,
почвенному покрову).
Способствует усвоению правил поведения в природе (не ломать ветки, не
рвать растения, осторожно обращаться с животными, заботиться о них),
развивает умение видеть красоту природы и замечать изменения в ней в связи
со сменой времен года.
Формы реализации:
Организованная образовательная деятельность (занятие);
Беседы
Наблюдения
Рассматривание
Опытно-исследовательская деятельность
Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность
детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская;
Дидактические игры.
Планируемые результаты
К концу года дети должны уметь:
Анализировать, результаты наблюдений и делать выводы о некоторых
закономерностях и взаимосвязях в природе.
Знать несколько видов травянистых растений, иметь представления о
способах вегетативного размножения растений.
Знать и называть диких и домашних животных, некоторых птиц, насекомых,
земноводных.
Делать выводы о том, как человек может беречь природу.
Иметь представления о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и
наоборот.
Уметь применять полученные знания на практике.
Знать, что нужно делать, для того чтобы поддерживать свое здоровье и здоровье
окружающих людей.
Условия реализации рабочей программы:
Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе,
организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды
игр,
предметы-заместители);
центр
исследовательской
деятельности
(экспериментирование); центр конструктивной деятельности (все виды
строительного, природного материалов); центр продуктивных художественнотворческих видов деятельности и др.
В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы,
возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор
ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и
педагога.
Центры оснащены развивающими материалами:
Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной
деятельности,
Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской
деятельности: объекты для исследования в действии, образносимволический материал и т.д.
2. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку
инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:
условия для свободного выбора деятельности;
условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
создание разных пространств, предъявления детских продуктов: легко
сменяемые стенды и полки, на которых ребенок может поместить свою
работу.
В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей:
творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление
проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.
Реализация рабочей программы предполагает необходимое ресурсное обеспечение:
Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе,
организованная в виде разграниченных зон, оснащенная развивающими
материалами: лупы, магниты, наглядно-дидактическими пособиями серии «Мир в
картинках»: «Животные жарких стран»,
«Насекомые», «Овощи», «Фрукты»,
«Цветы», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
В совместной деятельности педагога с детьми предполагается
создание
разнообразных коллекций, собранных детьми и взрослыми; чтение художественной
литературы; рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок,
картин , иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного,
декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.),
Проведение занятий сопровождается использованием ИКТ (телевизор, музыкальный
центр);
Объем программы - рабочая программа реализуется в форме организованной
образовательной деятельности (занятие), составляет 18 (академических часов),
занятия проводятся 1 раз в две недели, 2 занятия в месяц, в год – 18 занятий.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствиис расписанием по 15
мин. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся
физкультурные минутки.
Педагогическая диагностика
1 раз в год осуществляется контроль за качеством реализации программы и
динамикой освоения программы воспитанниками.
В мае проводится игровое контрольно-диагностическое занятие с формализацией
итогов освоения детьми содержания программы в аналитической справке. Анализ
данных позволяет воспитателю своевременно координировать собственную
деятельность.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Составлен в соответствии с календарным графиком на 2024-2025 учебный год.
Месяц
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Итого
Тема занятия
Дата
«Мир вокруг нас»
02.09.2024
«Какие стали листочки».
16.09.2024
«Меняем воду в аквариуме».
30.09.2024
«Овощи с огорода»
14.10.2024
«В гостях у бабушки».
11.11.2024
«Знакомство с куриным семейством»
25.11.2024
«Рыбка живая – ее надо кормить»
09.12.2024
«Знакомство с помидором, огурцом,
капустой»
23.12.2024
«В январе, в январе, много снега во дворе».
20.01.2025
«Посадка лука»
03.02.2025
«Покормим птиц зимой».
17.02.2025
«Экологическая тропа».
17.03.2025
«Экологическая тропа 2».
31.03.2025
«Прогулка по весеннему лесу».
14.04.2025
«Знакомство со свеклой и картофелем»
28.04.2025
Игровое контрольно - диагностическое
занятие
19.05.2025
17 занятий
Методические рекомендации
1.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду:Для занятий с
детьми 3-4 года, - М.: Мозаика-Синтез, 2017.2.ОП ДОУ3.Электронные
ресурсыhttps://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-yekologicheskie-igry-dlja-detei3-4-let.htmlhttps://vk.com/topic-75023500_37883374