сенсорное развитие 1 мл.гр.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка»
Протокол заседания
Педагогического совета МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
от 29.08.2025г. г. № 1

«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
детского сада № 14
«Аленушка»
____________Е.Х. Бабасинян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по сенсорному развитию (первая младшая группа).

Автор-составитель:
Г.А. Даглдиян

Ростовская область
с.Чалтырь

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность:сенсорное развитие.
Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии
с:














Федеральныйзакон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации"
ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядок
разработки
и
утверждения
федеральных
основных
общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2
ноября 2022 г., регистрационный № 70809),
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28
ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с изменением,
внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 21 января .2019 г. № 31,
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее
- ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 25.11.2022г. № 1028
Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
ООП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
Направленность: Сенсорное развитие.



Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в
их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть
потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу –
время, потехе – час, а потому, что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.



Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания,
которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что
способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей.
Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка –
превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра
является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до

3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного
опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и
в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их
цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в
пространстве и т.п.


Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период
всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы
здоровья и интеллекта малыша.



Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в
значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е.
от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает
окружающее.



Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет
является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игрызанятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно
для малышей, в практической деятельности. Следовательно, главное в
этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для
полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь –
пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме,
величине окружающих предметов, положении в пространстве и т.п.



Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций
«Программы воспитания и обучения детей», а также включает разработки
зарубежных и российских авторов.



Возраст детей, участвующих в реализации программы с 2 до 3 лет.



Т. к. наиболее интенсивное сенсорное развитие происходит на втором
году жизни. От двух до трех лет заканчивается формирование сенсорных
способностей, постепенно закладываются сенсорные эталоны (термин
А.В. Запорожца).



Продолжительность реализации программы - 1 год.



Основная цель рабочей программы - обогащение чувственного опыта
детей
раннего
возраста,
формирование
предпосылок
для дальнейшего умственного развития.



Задачи рабочей программы



Создание условий для обогащения чувственного опыта, необходимого для
полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного
опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с
дидактическим материалом.



Формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов
(цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).



Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения
целенаправленными действиями с предметами (



Умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до
завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).



Основные принципы программы:



Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в
целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять
предъявленные требования и стремление к достижению конечного
результата.



Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание,
вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы
задач, активизируя познавательную сферу.



Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и
развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы
повысить интерес и внимание детей к обучению.



Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной
деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и
взаимопомощь.



Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и
умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему,
то есть учебный материал усваивается в результате постоянных
упражнений и тренировок.



Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на
знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и
индивидуальных особенностей ребенка.



Научности –заключается в формировании у детей системы научных
знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных,
существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении
возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных
терминов, например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник,
треугольник и пр.).



Формы и режим проведения занятий



Организация образовательной работы предполагает воспитание и
обучение на специальных занятиях, в режимные моменты и в совместной

деятельности педагога с детьми в течение всего дня. Занятия целиком
проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность
процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в
самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.)
Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых
упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в
зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к
восприятию.


В рабочей программе предусмотрено использование различных видов
дидактических игр:



На восприятие формы;



На целенаправленное развитие восприятия цвета;



На восприятие качеств величины;



На количество предметов;



На развитие речи, мышления;



На развитие первоначальных представлений о природе;



Дары Фребеля;



Игры Монтессори.

Содержание программы
Тема
05.09.2025
Матрешка
1час

Пирамидка
12.09.2025
1час
Разложи фишки в

Программное содержание
Продолжать учить детей
сопоставлять предметы по
величине, учить совмещать узор,
ориентироваться на слова большая,
маленькая, меньше, еще меньше,
большая, еще больше, открой,
закрой, поставь в ряд.

Материал
4-х местная матрешка (3
– раскрываются, 1 – нет)

Учить сопоставлять колечки по
величине, ориентироваться на
слова большое,маленькое, больше,
меньше, такое, нетакое. Обогащать
зрительно – осязательный опыт
детей.
Учить соотносить предметы по
цвету, понимать слова цвет, такой,

Пирамидка из 5 колец.

Миски и фишки

миски

не такой, разные.

соответствующего

соответствующего цвета.

цвета (красный,

19.09.2025

желтый, синий).

1час
Раскладывание
однородных предметов,
резко различных по
форме на 2 группы при
выборе из 4-х.

Учить детей обращать внимание на

Большие картонные

форму предмета, устанавливать

круг, квадрат, овал,

тождества и различия формы

прямоугольник, по 2 3

26.09.2025

однородных предметов. Учить

круга, квадрата,

1час

понимать слова форма,

овала, прямоугольника

такой, не такой, разные.

меньшего размера на
каждого ребенка.

Игра «Найди
такой же листик»

Учить детей находить по образцу
листики заданной формы, развивать
внимание, обогащать знания детей о
природе.

Природный материал:
листики разной формы

03.10.2025

(можно бумажные

1час

листики).

Матрешки
10.10.2025
1час

Пирамидка
17.10.2025
1час
Аппликация без
наклеивания

Продолжать учить детей выполнять
действия с предметами,
различающимися по величине;
закреплять
понятия большая,маленькая,меньше,
еще меньше, больше,
ещебольше,открой, закрой,поставь
в ряд.
Продолжать учить детей выполнять
простые действия с предметами,
снимать и нанизывать кольца.
Обратить внимание детей на то, что
кольца пирамидки разные по
величине. Обогащать зрительно –
осязательный опыт детей.
Учить соотносить геометрические
фигуры к изображению.

4-хместная матрешка (3
раскрываются, 1 - нет) –
в разобранном виде.

Коническая пирамидка
из 5 колец в разобранном
виде.

Неваляшка - большой и

«Неваляшка».

маленький круги.

24.10.2025
1час
Разложи фишки в миски

Продолжать учить детей соотносить

соответствующего

предметы по цвету, понимать

цвета.

слова цвет, такой, не такой,

07.10.2025

разные.

Миски и фишки
соответствующего цвета
(красный, желтый,
синий, зеленый).

1час
Игра «Что ты
попробовал? Скажи и
покажи» (вкус,
обоняние)

Развивать у детей ощущение вкуса и

Огурец, помидор,
морковка.

запаха.

14.11.2025
1час
Матрешки
21.11.2025
1час

Пирамидка
(кольца

Продолжать учить детей выполнять
действия с предметами,
различающимися по величине.
Закреплять понятия: большая,
меньше, ещеменьше, самая
маленькая, больше, ещебольше,
самая большая, открой,
закрой,поставь в ряд. Воспитывать
аккуратность, умение делать
красивый узор на фартучке
матрешки.
Учить разбирать и собирать
пирамидку. Обратить внимание
детей на кольца – могут быть и
такой формы). Обогащать зрительно

4 раскрывающиеся
матрешки.

Пирамидка из 5 колец
цилиндрической формы
убывающих по
величине.

Цилиндрической
– осязательный опыт детей.
формы).
28.11.2025
1час
Нанизывание бус разной
формы
05.12.2025

Учить чередовать предметы по
форме, воспитывать желание делать
приятное для других (кукол,
собачек)

5 круглых
и 5 квадратных бусин на
каждого ребенка

1час
Игра «Помоги мишке
найти свой домик»
12.12.2025
1час
«Найди такой же» (Игры
с листиками)
19.12.2025

Продолжать учить детей соотносить
предметы по цвету (красный,
желтый, синий). Закреплять цвет,
понятия такой, не такой, разные.
Учить детей находить по образцу
листики заданной величины,
развивать внимание, обогащать
знания детей о природе.

Мишки или зайки,
домики или полянки
трех цветов: красные,
желтые, синие (по 3-5
шт. каждого цвета на
ребенка).
Листики разной
величины (природный
материал или из

1час
Матрешки
26.12.2025

Продолжать учить детей выполнять
действия с предметами,
различающимися по величине;
закреплять понятия большая,

картона).
4 раскрывающиеся
матрешки в разобранном
виде.

1час

Пирамидка.
16.01.2026
1 час

маленькая, меньше, еще меньше,
больше, больше, открой, закрой,
поставь в ряд.
Продолжать учить детей выполнять
простые действия с предметами,
снимать и нанизывать кольца.
Обратить внимание детей на то, что
кольца у пирамидки разные по
величине. Обогащать зрительно –
осязательный опыт детей.

Аппликация без
наклеивания «Елочка».

Учить соотносить геометрические
фигуры к

23.01.2026

изображению.

1час
Разрезные картинки

06.02.2026
1 час

цилиндрической формы
в
разобранном виде.
Елочка - 3 треугольника

Учить составлять по
принципу целое, часть.

Разрезные картинки из 2
частей со сложным
разрезом

Учить различать и группировать
предметы по цвету.

Игрушечный персонаж
— зайка, мешочек из
плотной красивой ткани,
затягивающийся на
горловине. Положите в
мешочек мелкие
предметы двух или трех
цветов, по 3—4 штуки
каждого цвета. На столе
разложите 3 листа

30.01.2026
1 час
Игра «Чудесный
мешочек».

Пирамидка из 5 колец

Матрешки.
13.02.2026
1 час

Пирамидка
20.02.2026

Продолжать учить детей выполнять
действия с предметами,
различающимися по величине.
Закреплять понятия: большая,
меньше, еще меньше, самая
маленькая, больше, еще больше,
самая большая, открой, закрой,
поставь в ряд, рядом. Воспитывать
аккуратность, умение делать
красивый узор на фартучке
матрешки.
Продолжать учить разбирать и
собирать пирамидку. Обогащать
зрительно - осязательный опыт
детей.

картона (цвета картона
должны совпадать с
цветами фигурок).
5-местная матрешка (4
раскрываются, 1- нет).

Пирамидка из 6 колец
убывающих по
величине.

1 час
Размещение
вкладышей 2-х

Учить детей выбирать предметы 2-х
заданных форм из 4-х возможных,
закреплять умение соотносить
предметы по форме.

Карточки со
следующими
сочетаниями форм: круг

заданных форм
квадрат; круг
при выборе из 4-х.
треугольник, квадрат
27.02.2026
Раскладывание
однородных предметов,
резко различных по
цвету на 2 группы при
выборе из 3-х.
06.03.2026
1 час

Разрезные картинки.

Продолжать учить детей соотносить
предметы по цвету (красный,
желтый,
зеленый), выбирая предметы
нужного

желтого, и зеленого
цвета, коробочки
красного и желтого

цвета. Закреплять цвет,
понятия такой,
не такой,разные.
Учить составлять по
принципу целое, часть.

цветов.
Разрезные картинки из 2
4 частей.

13.03.2026
1 час
Матрешки

овал, овал
прямоугольник.
Фишки по 5 шт.
красного,

Продолжать учить детей выполнять
действия с предметами,
различающимися по величине;

5-местная матрешка

20.03.2026
1 час

Пирамидка
03.04.2026
1 час
Игра «Поход за
фруктами в магазин».

закреплять понятия большая,
маленькая, меньше, еще меньше,
больше, еще больше, открой,
закрой, поставь в ряд. Учить
подбирать части предметов по
величине.
Продолжать учить разбирать и
собирать пирамидку. Обогащать
зрительно - осязательный опыт
детей.

разобранном виде.

Закрепить названия фруктов.
Показать, где и как растут фрукты.
Закреплять знания детей о природе.

Муляжи фруктов и
предметные картинки с
их изображением

Обратить внимание детей на то, что
цвет может быть использован для
обозначения предметов.

Коробочки с мозаикой (1
элемент белого цвета, 6
элементов желтого
цвета), панель с
отверстиями для
размещения элементов.

Обогащать чувственный опыт
детей, развивать тактильные
ощущения.

Миска с крупой (гречка,
пшено, чечевица,
фасоль), 2-3 мелкие
игрушки, пластмассовые
стаканчики, клеенка
(постелите ее на тот
случай, если крупа
просыплется).
Баночка, емкость с
носиком, песок или
крупа.

Пирамидка из 6 колец
убывающих по величине
– в разобранном виде.

10.04.2026
1 час
Выкладывание из
мозаики на тему
«Курочка и цыплята».
17.04.2026
1 час
Играем с крупой
24.04.2026
1 час

Пересыпание.

Учить пересыпать крупу или песок
из емкости с носиком.

08.05.2026
1 час
Лото «Разноцветная

Учить различать предметы по цвету.

Большие карточки,
разделенные на 6-8 ячеек
с изображением цветной
посуды, маленькие
цветные карточки по
величине окошек.

Развивать чувственный опыт, учить
узнавать предмет на ощупь.

Муляжи: яблоко,
апельсин, мандарин,
виноград, груша.

посуда».
15.05.2026
1 час
Игра «Угадай, какой

фрукт у тебя на
ладошке».
22.05.2026
1 час
Игра «Чудесный
мешочек».

Продолжать учить детей на ощупь
находить предметы контрастных
форм.

29.05.2026

Чудесный мешочек, 6
форм: шарик, кубик,
кирпичик, призма, конус,
цилиндр.

ВСЕГО 34 часов

ЛИТЕРАТУРА
1. Венгер J1. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»,
М.: «Просвещение», 1988.
4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под
редакцией JI. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».