Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка»
Протокол заседания
Педагогического совета МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
от 29.08.2025 г. г. № 1
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
детского сада № 14
«Аленушка»
____________Е.Х. Бабасинян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Развитию Речи
для детей 6-7 лет подготовительная группа автор В.В. Гербова
Автор-составитель:
А.С. Хочкиян
Ростовская область
с.Чалтырь
Пояснительная записка
Направленность программы – речевое развитие
Нормативные основания разработки Рабочей программы
Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии
с:
Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N
273-ФЗ (ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской
Федерации"
ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядок разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных
программ,
утверждённым
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809),
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28
ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с
изменением, внесенным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31,
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028
Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
Содержание образовательной деятельности.
Формирование словаря
педагог формирует у детей умения подбирать точные слова для выражения
мысли; выполнять операцию классификации - деления освоенных понятий на
группы на основе выявленных признаков, использовать в речи средства
языковой выразительности: антонимы, синонимы, многозначные слова,
метафоры, олицетворения.
Звуковая культура речи:
2
педагог способствует автоматизации и дифференциации сложных для
произношения звуков в речи;
проводит
работу
по
исправлению
имеющихся
нарушений
в
звукопроизношении.
Грамматический строй речи:
педагог развивает у детей умения образовывать сложные слова посредством
слияния основ, самостоятельно использовать в речи разные типы
предложений в соответствии с содержанием высказывания,
с помощью игр и упражнений закрепляет умения согласовывать
существительные с числительными, существительные с прилагательными,
образовывать по образцу существительные с суффиксами, глаголы с
приставками, сравнительную и превосходную степени имен прилагательных.
Связная речь:
педагог подводит детей к осознанному выбору этикетной формы в
зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели
взаимодействия, формирует умение использовать средства языковой
выразительности при сочинении загадок, сказок, стихотворений, помогает
детям осваивать умения коллективного речевого взаимодействия при
выполнении поручений и игровых заданий, употреблять вариативные
этикетные формулы эмоционального взаимодействия с людьми, правила
этикета в новых ситуациях.
Педагог использует речевые ситуации и совместную деятельность для
формирования коммуникативно-речевых умений у детей, закрепляет у детей
умение пересказывать литературные произведения по ролям, близко к
тексту, от лица литературного героя, передавая идею и содержание,
выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц, подводит к
пониманию и запоминанию авторских средств выразительности,
использованию их при пересказе, в собственной речи, умению замечать их в
рассказах сверстников;
в описательных рассказах педагог формирует у детей умения передавать
эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой
выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения;
самостоятельно определять логику описательного рассказа; использовать
разнообразные средства выразительности;
формирует умение составлять повествовательные рассказы по картине, из
личного и коллективного опыта, по набору игрушек, закрепляет у детей
умение строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования, составлять
рассказы-контаминации (сочетание описания и повествования; описания и
рассуждения);
педагог развивает у детей способность самостоятельно использовать в
процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительную речь, речь3
доказательство, речевое планирование, помогает детям осваивать умения
самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов.
В творческих рассказах закрепляет умение использовать личный и
литературный опыт в зависимости от индивидуальных интересов и
способностей; развивает у детей умение внимательно выслушивать рассказы
сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и
логические ошибки, доброжелательно и конструктивно исправлять их.
Подготовка детей к обучению грамоте:
педагог продолжает формировать у детей интерес к языку, осознанное
отношение к языковым явлениям,
помогает освоить звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов;
закрепляет умение интонационно выделять звуки в слове, определять их
последовательность, давать им характеристику, составлять схемы слова,
выделять ударный гласный звука в слове;
определять количество и последовательность слов в предложении;
составлять предложения с заданным количеством слов; ориентироваться на
листе,
выполнять графические диктанты; штриховку в разных направлениях,
обводку; знать названия букв, читать слоги.
Условия реализации:
Объем программы составляет 50 (академических) часов, занятия проводятся
2 раза в неделю по 30 минут, соответствуют сетке занятий.
Плюс 16 фронтальных логопедических занятий, разрабатываются отдельно
учителем-логопедом.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата
Тема занятия
Объём в часах
01.09.2025
Занятие № 1. Тема: «Подготовишки».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 19-20.
1 час
04.09.2025
Занятие № 2. Тема: «Звуковая культура речи»
(проверочное) В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 21-22.
1 час
08.09.2025
Занятие № 3. Тема: «Лексико-грамматические
упражнения». В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 22.
1 час
Примечание
4
11.09.2025
Занятие № 4.Тема: пересказ итальянской сказки
«Как осел петь перестал» В.В. Гербова «Развитие
речи в детском саду». Подготовительная к школе
группа
1 час
15.09.2025
Занятие № 5 Тема: «для чего нужны сказки»
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа
1 час
18.09.2025
Занятие № 6. Тема: «Работа с сюжетной
картиной». В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 25.
1 час
1 час
22.09.2025
Занятие № 7. Тема: «Беседа о А.С. Пушкине».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 25-26.
1 час
25.09.2025
Занятие № 8. Тема: «Лексико-грамматические
упражнения». В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 26-27.
1 час
29.09.2025
Занятие № 9. Тема: «Заучивание стихотворения
«А.Фета «Ласточки пропали...»
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 27-28.
1 час
02.10.2025
Занятие № 10 Тема: «Звуковая культура речи.
Подготовка к обучению грамоте».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 28-30.
06.10.2025
Занятие № 11 Тема:Чтение сказки Ремизова
«Хлебный голос» В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа.
1 час
1 час
09.10.2025
Занятие № 12. Тема: «Русские народные сказки».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 30-31.
13.10.2025
Занятие № 13. Тема: «На лесной поляне». В.В.
Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 33-34.
1 час
1 час
16.10.2025
Занятие № 14. Тема: «Небылицы - перевертыши».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 34-35.
5
20.10.2025
Занятие № 15. Тема: «Сегодня так светло
кругом».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа.
1 час
1 час
23.10.2025
Занятие № 16. Тема: «Осенние мотивы». В.В.
Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 36-37.
06.11.2025
Занятие № 17.Тема: «Звуковая культура речи.
Работа над предложением».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 37-38.
10.11.2025
Занятие № 18. Тема: «Пересказ рассказа В.
Сухомлинского «Яблоко и рассвет». В.В. Гербова
«Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 39-40.
1 час
1 час
Занятие № 19. Тема: «Лексические игры и
упражнения». В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 40-41.
1 час
17.11.2025
Занятие № 20. Тема: «Чтение сказки К.
Паустовского «Теплый хлеб».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 41; стр.
89.
1 час
20.11.2025
Занятие № 21. Тема: «Подводный мир».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 41-42.
1 час
Занятие № 22. Тема: «Первый снег. Заучивание
наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка
из окошка». В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 42-44.
1 час
13.11.2025
24.11.2025
27.11.2025
Занятие № 23. Тема: «Лексические игры».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 44-45.
1 час
01.12.2025
Занятие № 24. Тема: «Работа с
иллюстрированными изданиями сказок». В.В.
Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 45-46.
1 час
6
04.12.2025
Занятие № 25. Тема: «Звуковая культура речи".
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 46-47.
1 час
08.12.2025
11.12.2025
15.12.2025
Занятие № 26. Тема: «Чтение рассказа Л. Н.
Толстого «Прыжок».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 47-48.
День «Героя Отечества». Воспитание
патриотизма.
Занятие № 27. Тема: «Тяпа Топ сварили компот".
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа
Занятие № 28. Тема: «Чтение сказки К.
Ушинского «Слепая лошадь».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 49; стр.
87-89.
1 час
1 час
1 час
1 час
18.12.2025
Занятие № 29. Тема: «Лексические игры и
упражнения». В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 49-51.
1 час
22.12.2025
Занятие № 30. Тема: «Повторение стихотворения
С. Я. Маршака «Тает месяц молодой».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 51-52.
25.12.2025
12.01.2026
15.01.2026
Занятие № 31. Тема: «Игра «Планеты общаются».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 52-53.
Занятие № 32. Тема: «Новогодние встречи».
«Творческие рассказы детей».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 54.
Занятие № 33. Тема: «Произведения Н. Носова».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 54.
19.01.2026
Занятие № 34. Тема: «Творческие рассказы
детей». В.В. Гербова «Развитие речи в детском
саду». Подготовительная к школе группа. стр. 55.
22.01.2026
Занятие № 35. Тема: «Здравствуй, гость-зима!»
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
1 час
1 час
1 час
1 час
7
Подготовительная к школе группа. стр. 55-56.
26.01.2026
29.01.2026
Занятие № 36. Тема: «Лексические игры и
упражнения». В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 56-57.
Занятие № 37. Тема: «Чтение сказки С. Я.
Маршака «Двенадцать месяцев».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 57-58.
02.02.2026
Занятие № 38. Тема: «Чтение русской народной
сказки «Никита Кожемяка». В.В. Гербова
«Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 58
05.02.2026
Занятие № 39. Тема: «Звуковая культура речи.
Подготовка к обучению грамоте».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 58-59.
1 час
1 час
1 час
1 час
09.02.2026
Занятие № 40. Тема: «Работа по сюжетной
картине». ИКТ «Картины к освобождению
Ростова на Дону и Мясниковского района от
немецко -фашистских захватчиков.
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 59-60.
12.02.2026
Занятие № 40. Тема: «Чтение былины «Илья
Муромец и Соловей –разбойник».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 60-61;
16.02.2026
Занятие № 41. Тема: «Лексические игры и
упражнения». В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 61-62.
1 час
1 час
1 час
19.02.2026
26.02.2026
02.03.2026
Занятие № 42. Тема: «Пересказ Биянки
«Музыкант». В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа.
Занятие № 43. Тема: «Звуковая культура речи.
Подготовка к обучению грамоте».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 64-65
Занятие № 44. Тема: «Чтение былины «Алеша
Попович и Тугарин Змеевич». В.В. Гербова
«Развитие речи в детском саду».
1 час
1 час
8
Подготовительная к школе группа. стр. 63-64;
стр.100-102.
1 час
05.03.2026
09.03.2026
12.03.2026
16.03.2026
19.03.2026
02.04.2026
Занятие № 45. Тема: «Чтение сказки В.Даля
«Старик-годовик». В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 65-66. стр.84.
1 час
Занятие № 46. Тема: «Заучивание стихотворения
П. Соловьёвой «Ночь и день».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 66-67.
1 час
Занятие № 47. Тема: «Лексические игры и
упражнения». В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 67-68.
1 час
Занятие № 48. Тема: «Весна идет, весне дорогу!».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 68-70.
1 час
Занятие № 49. Тема: «Лохматые и крылатые !».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа.
1 час
Занятие № 50. Тема: Чтение былины «Сладко».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа.
1 час
06.04.2026
Занятие № 51. Тема: «Чтение сказки
«Снегурочка». В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 71.
1час
09.04.2026
Занятие № 52. Тема: «Лексико-грамматические
упражнения».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 71-72.
1час
13.04.2026
Занятие № 53. Тема: Чтение рассказов о Великой
Отечественной Войне.
1час
16.04.2026
Занятие № 54. Тема: Сочиняем сказку про
«Золушку».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр.
1час
9
20.04.2026
23.04.2026
27.04.2026
30.04.2026
04.05.2026
Занятие № 55. Тема: «Заучивание стихотворения
З. Александровой «РОДИНА» В.В. Гербова
«Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 76-78.
Занятие № 56. Тема: Рассказы по картинкам
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа.
Занятие № 57. Тема: «Звуковая культура речи.
Подготовка к обучению грамоте.
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 78-79.
07.05.2026
11.05.2026
Занятие № 58. Тема: «Весенние стихи». В.В.
Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 79.
14.05.2026
18.05.2026
Занятие № 59. Тема: «Лексико-грамматические
упражнения».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 80-81.
21.05.2026
Мониторинг
25.05.2026
28.05.2026
Диагностика
1час
2 час
2 час
2 час
2 часа
1 час
2 часа
66 часов
Всего
часов:
Список литературы
Методические пособия:
В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. —
М.: Мозаика-Синтез, 2016.
ОП МБДОУ детского сада № 14 «Аленушка» ФОП.
10