Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка»
Протокол заседания
Педагогического совета МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
от 29.08.2025 г. г. № 1
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
детского сада № 14
«Аленушка»
_________ Е.Х. Бабасинян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ознакомлению с предметным и социальным окружением;
ознакомление с природой.
для детей 6-7 лет подготовительная группа
автор О.В. Дыбина; О.А.Соломенникова
Автор-составитель:
С.С. Чувараян
Ростовская область
с. Чалтырь
Пояснительная записка
Направленность программы – познавательно-исследовательское развитие
( ознакомление с предметным и социальным окружением), ознакомление с
природой.
Нормативные основания разработки Рабочей программы
Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии
с:
Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N
273-ФЗ (ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской
Федерации"
ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядок разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных
программ,
утверждённым
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809),
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28
ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с
изменением, внесенным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31,
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028
Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
1.1. Окружающий мир:
в совместной с детьми деятельности педагог обогащает представления
о родном населенном пункте (название улиц, некоторых
архитектурных особенностях, достопримечательностей), о стране
(герб, гимн, атрибуты государственной власти, Президент, столица и
крупные города, особенности природы и населения).
раскрывает и уточняет назначения общественных учреждений, разных
видов транспорта, рассказывает о местах труда и отдыха людей в
городе, об истории города и выдающихся горожанах, традициях
городской жизни.
2
посредством поисковой и игровой деятельности педагог побуждает
проявление интереса детей к ярким фактам из истории и культуры
страны и общества, некоторым выдающимся людям России;
формирует представление о планете Земля как общем доме людей, о
многообразии стран и народов мира на ней.
Природа:
педагог расширяет и актуализирует представления детей о многообразии
природного мира родного края, различных областей и регионов России и на
Земле, рассказывает о некоторых наиболее ярких представителях животных
и растений разных природных зон (пустыня, степь, тайга, тундра и другие),
об их образе жизни и приспособлении к среде обитания, изменениях жизни в
разные сезоны года.
Закрепляет
умение
сравнивать,
выделять
свойства
объектов,
классифицировать их по признакам, формирует представления об отличии и
сходстве животных и растений, их жизненных потребностях, этапах роста и
развития, об уходе взрослых животных за своим потомством, способах
выращивания человеком растений, животных (в том числе и культурных,
лекарственных растений), профессиях с этим связанных;
педагог поддерживает стремление детей к наблюдениям за природными
явлениями, живимыми и неживыми объектами, самостоятельному
экспериментированию, наблюдению и другим способам деятельности для
познания свойств объектов неживой природы (воды, воздуха, песка, глины,
почвы, камней и других), знакомит с многообразием водных ресурсов (моря,
океаны, озера, реки, водопады), камней и минералов, некоторых полезных
ископаемых региона проживания (нефть, уголь, серебро, золото, алмазы и
другие);
об использовании человеком свойств неживой природы для хозяйственных
нужд (ветряные мельницы, водохранилища, солнечные батареи, ледяные
катки); о некоторых небесных телах (планеты, кометы, звезды), роли
солнечного света, тепла в жизни живой природы;
углубляет представления о характерных явлениях природы в разные сезоны
года (изменение температуры воздуха, роль ветра, листопада и осадков в
природе), изменениях в жизни животных, растений и человека, о влиянии
деятельности человека на природу;
закрепляет правила поведения в природе, воспитывает осознанное, бережное
и заботливое отношение к природе и её ресурсам.
Условия реализации:
Объем программы составляет 34 (академических) часов, занятия проводятся
1 раз в 2 недели по 30 минут, чередуясь, согласно сетке занятий.
Образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми
подготовительной группы осуществляется в первой половине дня в
3
соответствии с сеткой занятий. В середине непосредственно образовательной
деятельности проводятся физкультурные минутки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата
Тема занятия
05.09.2025
. О.В.Дыбина «Ознакомление с
предметным и социальным окружением»
стр.28-29
12.09.2025
Занятие № 2 «Дары осени»
19.09.2025
26.09.2025
10.10.2025
1 час
Занятие № 3. Тема: «Правила
безопасного поведения на улицах».
Раздел «Безопасность на дорогах и
улицах». К.Ю. Белая «Формирование
основ безопасности у дошкольников».
Стр. 40-41.
1 час
Занятие № 4. «Почва и подземные
обитатели». Ознакомление с природой в
Занятие № 5. Тема: «Один дома».
Раздел «Безопасность собственной
жизнедеятельности». К.Ю. Белая
«Формирование основ безопасности у
дошкольников». Стр. 15-16.
24.10.2025
1 час
1 час
Занятие № 6. «4 октября- Всемирный
день защиты животных».
Ознакомление с природой в детском саду.
Подготовительная к школе группа. - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-112 с.
17.10.2025
Примечание
1 час
Соломенникова О. А.
Ознакомление с природой в детском саду.
Подготовительная к школе группа. - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-112 с.
детском саду. Подготовительная к школе
группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-112
с.
03.10.2025
Объём в часах
Занятие № 7. Тема: «Дружная семья».
О.В. Дыбина «Ознакомление с
предметным и социальным окружением»
стр.29-31.
1 час
1 час
Занятие 8 «Кроет уж лист золотой
влажную землю в лесу…»
Ознакомление с природой в детском саду.
4
Подготовительная к школе группа. - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-112 с.
07.11.2025
1 час
Занятие № 9. Тема: «Удивительные
предметы».
О.В. Дыбина «Ознакомление с
предметным и социальным окружением»
стр.31-32.
1 час
14.11.2025
Занятие № 10 «Птицы нашего края»
1 час
21.11.2025
Тема 11: «Как хорошо у нас в саду».
О.В. Дыбина «Ознакомление с
предметным и социальным окружением».
стр.33-34
28.11.2025
Ознакомление с природой в детском саду.
Подготовительная к школе группа. - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-112 с.
Тема 12. Прохождение экологической
тропы на участке детского сада.
1 час
1 час
Ознакомление с природой в детском саду.
Подготовительная к школе группа. - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-112 с.
1 час
05.12.2025
12.12.2025
19.12.2025
Занятие № 13. Тема: Тема: «Герой
Отечества» . Наглядный материал. ИКТ
.
Занятие 14. «Животные зимой».
Ознакомление с природой в детском саду.
Подготовительная к школе группа. - М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-112 с.
Тема 15«Путешествие в прошлое книги».
О.В. Дыбина «Ознакомление с
предметным и социальным окружением»
стр.35-36.
1 час
1 час
1 час
26.12.2025
Тема 16«Животные водоемов, морей и
океанов»
1 час
16.01.2026
Занятие № 17. Тема: «Школа. Учитель».
О.В. Дыбина «Ознакомление с
предметным и социальным окружением»
стр.36-39
5
23.01.2026
Тема 18 «11 января День заповедников и
национальных парков». Красная книга.
30.01.2026
Занятие № 19. Тема: На выставке
кожаных изделий». О.В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и
социальным окружением» стр.39-40.
06.02.2026
Занятие № 20. Тема: «Служебные собаки
на защите Отечества». Наглядный
материал. ИКТ
.
13.02.2026
Занятие № 21. Тема: «О правилах
пожарной безопасности». К.Ю. Белая
«Формирование основ безопасности у
дошкольников». стр.18-25. Наглядный
материал, ИКТ в рамках педагогического
проекта «Осторожно, огонь».
1 час
1 час
1 час
1 час
Тема 22. «Что такое огород на окне»
1 час
Занятие № 23. Тема: «Терроризм-зло
современного мира». Видео слайды.
1 час
Тема 24. «Полюбуйся, Весна наступает..»
1 час
20.02.2026
27.02.2026
06.03.2026
13.03.2026
20.03.2026
Занятие № 25. Тема: «Две вазы».
О.В. Дыбина «Ознакомление с
предметным и социальным окружением».
стр.42-43.
Занятие 26. 22 марта - Всемирный день
водных ресурсов»
1 час
1 час
6
03.04.2026
Занятие № 27. Тема: «Библиотека». О.В.
Дыбина «Ознакомление с предметным и
социальным окружением» стр.43-45.
1 час
Занятие 28. «Знатоки природы»
1 час
Занятие № 29. Тема: «Автомобили
специального назначения: «Скорая
помощь», «Автомобиль МЧСПожарная»; «Полиция». Наглядный
материал. Правила поведения на воде».
1 час
Занятие 30. 22 апреля –Международный
день Земли».
1 час
10.04.2026
17.04.2026
24.04.2026
08.05.2026
Занятие № 31. Тема: «В мире
материалов». О.В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и
социальным окружением» стр.45-46.
15.05.2026
Занятие 32. «Прохождение
экологической тропы по территории
детского сада»
1 час
1 час
1 час
22.05.2026
29.05.2026
Занятие № 33. Тема: «Мое ОтечествоРоссия. Флаг, Герб, Гимн России.»
О.В. Дыбина «Ознакомление с
предметным и социальным окружением»
стр.49-51. ИКТ
Занятие № 34. Тема: «Безопасный отдых
на природе». «Правила поведения при
общении с животными
1 час
34 час
Всего часов:
Список литературы
Методические пособия:
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. — М.: МозаикаСинтез, 2016.ОП МБДОУ детского сада №14 «Аленушка»
7