развитие речи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида детский сад № 14 «Алёнушка»
Протокол заседания № 1
Педагогического совета МБДОУ
детский сад № 14»Аленушка»
29.08. 2025 г.

«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
детского сада №14 «Аленушка»
__________________ Е.Х.Бабасинян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Развитию Речи
для детей 4-5 лет (средняя группа) автор В.В. Гербова

Автор составитель:
Г.Э. Яралиева – воспитатель
высшей квалификационной
категории

Ростовская область,
с. Чалтырь
2025 г.

Пояснительная записка
Нормативные основания:
Рабочая
программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми
документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 14:
•
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации";
•
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования" (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №
1155);
•
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 г. № 1014);
•
Методические рекомендации по использованию Примерной основной
образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной
программы дошкольного образования в образовательной
организации (письмо
Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от
14.08.2015 г. № 24/4.1.1-5025/М);
•
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. №
26);
•
Лицензия на осуществление образовательной деятельности.
•
Устав МБДОУ № 14.
•
Основная образовательная программа МБДОУ №14.
Направленность: Речевое развитие.
Вид: Развитие речи.
Цель: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными
способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи
— диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой
культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
от 4 до 5 лет:
Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях,
событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Выслушивать
детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность
предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать
суждение. Способствовать развитию любознательности. Помогать детям доброжелательно
общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его,
как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе
углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах,
явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из
которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные
прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь детей существительные,
обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Продолжать
учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом,
около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные
местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами;

употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно). Учить употреблять
существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных
звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков.
Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать
отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить
различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать
слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму
множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по
аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах
(лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного
числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).Напоминать
правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи!
Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).
Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать
общепринятый образец слова. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие
виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе,
понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать:
описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной
ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные
отрывки из сказок.
Принципыреализации рабочей программы :
•
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
•
принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание
программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики);
•
принцип культуросообразности, который обеспечивает учет национальных
ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс
приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;
•
соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя
решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума»
материала);
•
принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются
ключевые качества в развитии дошкольников;
•
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных
областей;
•
принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
•
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности
является игра;
•
варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных
особенностей;
•
принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и
между детским садом и начальной школой.

Формы реализации :
Рабочая программа реализуется в форме непрерывной образовательной деятельности
(занятий). Занятие организуется 1 раз в неделю, 4 раза в месяц.
Условия реализации:
Объем программы составляет 34 (академических) часов, занятия проводятся 1 раз в
неделю по 20 минут.
Образовательная деятельность по речевому развитию с детьми средней группы
осуществляется в первой половине дня в соответствии с сеткой занятий. В середине
непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.
Планируемые результаты:
от 4 до 5 лет:
Дети имеют представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их
собственном опыте.
Активно употребляют в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они
изготовлены. Используют в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы,
наречия, предлоги. Вводят в словарь существительные, обозначающие профессии;
глаголы, характеризующие трудовые действия. Дети определяют и называют
местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток.
Употребляют слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно). Употребляют
существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
Развивают артикуляционный аппарат. Продолжают работу над дикцией: совершенствуют
отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Различают на слух и называют слова,
начинающиеся на определенный звук. Совершенствуют интонационную выразительность
речи.
Дети умеют согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в
речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих
детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и
винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять
форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок,
туфель). Дети активно употребляют в речи простейшие виды сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений.
Совершенствуют диалогическую речь: участвуют в беседе, понятно для слушателей
отвечают на вопросы и задают их. Описывают предмет, картину; составляют рассказы по
картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
Пересказывают наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Организация предметно-пространственной среды (занятия): методическая литература,
дидактический – наглядный материал, рабочие тетради, прописи.

Содержание программы
Дата

Формы работы

Объём в часах

02.09.2025

Тема 1 Беседа с детьми на тему "Надо ли учиться говорить?"
В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду" средняя группа
стр.27.

1ч

09.09.2025

Тема 2 Звуковая культура речи: звуки с и сь. В. В. Гербова
"Развитие речи в детском саду" средняя группа стр.28-29.

1ч

16.09.2025

Тема 3 Обучение рассказыванию "Наша неваляшка".
В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду" средняя группа
стр.29-30.

1ч

23.09.2025

Тема 4. Чтение стихотворения И.Бунина "Листопад".
Составление рассказа о кукле.
В. В. Гербова "Развитие
речи в детском саду" средняя группа стр.30-31.

1ч

30.09.2025

Тема 5 Чтение сказки К.Чуковского "Телефон".
В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду" средняя группа
стр.31.

1ч

07.10.2025

Тема 6 Звуковая культура речи: звуки з и зь.
В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду" средняя группа
стр.32-33.

1ч

14.10.2025

Тема 7 Заучивание русской народной песенки Тень-теньпотетень". В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду"
средняя группа стр.33-34.

1ч

21.10.2025

Тема 8 Чтение стихотворений об осени. Составление
рассказов -описание игрушек. ". В. В. Гербова "Развитие
речи в детском саду" средняя группа стр.34-35.

1ч

11.11.2025

Тема 9 Чтение сказки "Три поросенка". В. В. Гербова
"Развитие речи в детском саду" средняя группа стр.35-36.

1ч

18.11.2025

Тема 10 Звуковая культура речи: звук ц. В. В. Гербова
"Развитие речи в детском саду" средняя группа стр.36-37.

1ч

25.11.2025

Тема 11 Рассказывание по картине "Собака со щенятами".
Чтение стихов о поздней осени. В. В. Гербова "Развитие
речи в детском саду" средняя группа стр.38.

1ч

02.12.2025

Тема 12 Составление рассказа об игрушке. Дидактическое
упражнение "Что из чего". В. В. Гербова "Развитие речи в
детском саду" средняя группа стр.39.

1ч

09.12.2025

Тема 13 Чтение детям русской народной сказки "Лисичкасестричка и волк".В. В. Гербова "Развитие речи в детском
саду" средняя группа стр.43-44.

1ч

16.12.2025

Тема 14 Чтение и заучивание стихотворений о зиме.
В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду" средняя группа
стр.44-45.

1ч

23.12.2025

Тема 15 Звуковая культура речи: звук ш. В. В. Гербова
"Развитие речи в детском саду" средняя группа стр.46-48.

1ч

13.01.2026

Тема 16 Чтение детям русской народной сказки "Зимовье".
В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду" средняя группа
стр.48-49.

1ч

20.01.2026

Тема 17 Звуковая культура речи: звук ж. В. В. Гербова
"Развитие речи в детском саду" средняя группа стр.49-50.

1ч

27.01.2026

Тема 18 Обучение рассказыванию по картине "Таня не
боится мороза". В. В. Гербова "Развитие речи в детском
саду" средняя группа стр.50-51.

1ч

03.02.2026

Тема 19 Чтение любимых стихотворений. Заучивание
стихотворения А. Барто "Я знаю, что надо придумать"
запланировать в совместную деятельность взрослого с
детьми. В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду"
средняя группа стр.52.

1ч

10.02.2026

Тема 20 Мини-викторина по сказкам К. Чуковского "Чтение
произведения "Федорино горе".
В. В. Гербова "Развитие
речи в детском саду" средняя группа стр.53

1ч

17.02.2026

Тема21 Звуковая культура речи: звук ч. В. В. Гербова
"Развитие речи в детском саду" средняя группа стр.53-55.

1ч

24.02.2026

Тема 22 Составление рассказов по картине "На полянке".
В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду" средняя группа
стр.55-56.

1ч

03.03.2026

Тема 23 Урок вежливости В. В. Гербова"Развитие речи в
детском саду" средняя группа стр.56-57.

1ч

10.03.2026

Тема 24Готовимся встречать весну и Международный
женский день. В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду"
средняя группа стр.59-60.

1ч

17.03.2026

Тема 25 Звуковая культура речи: звуки щ -ч.
В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду" средняя группа
стр.60-61

1ч

31.03.2026

Тема 26 Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки
"Петушок и бобовое зернышко".
В. В. Гербова "Развитие
речи в детском саду" средняя группа стр.61-62.

1ч

07.04.2026

Тема 27 Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка "Сказка
про Комара Комаровича -Длинный нос и про Мохнатого
Мишу - Короткий хвост".В. В. Гербова "Развитие речи в
детском саду" средняя группа стр.63.

1ч

14.04.2026

Тема 28 Звуковая культура речи: звуки л, ль.
В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду" средняя группа
стр.63-64.

1ч

21.04.2026

Тема 29 Обучение рассказыванию: работа с картинойматрицей и раздаточными картинками. В. В. Гербова
"Развитие речи в детском саду" средняя группа стр.65.

1ч

28.04.2026

Тема 30 Заучивание стихотворений. В. В. Гербова "Развитие
речи в детском саду" средняя группа стр.65-68.

1ч

05.05.2026

Тема 31 День Победы. В. В. Гербова "Развитие речи в
детском саду" средняя группа стр.68-69.

1ч

12.05.2026

Тема 32 Звуковая культура речи: звуки р, рь. В. В. Гербова
"Развитие речи в детском саду" средняя группа стр.69-70.

1ч

19.05.2026

Тема 33 Литературный калейдоскоп. В. В. Гербова "Развитие
речи в детском саду" средняя группа стр.71.

1ч

26.05.2026

Тема 34 Прощаемся с подготовишками . В. В. Гербова
"Развитие речи в детском саду". средняя группа стр.70

1ч

Всего
количество
часов

34 часа

Список литературы.
Методические пособия.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа — М.: Мозаика-Синтез,
Москва 2015.
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.; Мозаика-Синтез. 2005-2010.
Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников, — М.; МозаикаСинтез, 2005-2010.
«От рождения до школы».Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд.М.:Мозаика-Синтез, 2014.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».