Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение общеразвивающего вида детский сад № 14 «Алёнушка»
Протокол заседания № 1
Педагогического совета МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
29.08. 2025г.
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
детского сада №14 «Аленушка»
__________________ Е.Х.Бабасинян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ознакомлению с предметным и социальным окружением;
ознакомление с природой.
для детей 4-5 лет (средняя группа)
автор О.В. Дыбина; О.А.Соломенникова
Автор составитель:Г.Э.
Яралиева–воспитатель
высшейквалификационной
категории
Ростовская область
с. Чалтырь
2025г.
1
Пояснительная записка
Нормативные основания:
Рабочая
программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми
документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 14:
•
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации";
•
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования" (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №
1155);
•
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 г. № 1014);
•
Методические
рекомендации
по
использовани
Примерной
основной
образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной
программы дошкольного образования в образовательной
организации (письмо
Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от
14.08.2015 г. № 24/4.1.1-5025/М);
•
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. №
26);
•
Лицензия на осуществление образовательной деятельности.
•
Устав МБДОУ № 14.
•
Основная образовательная программа МБДОУ № 14.
Направленность: Познавательное развитие.
Вид: Ознакомление с окружающим миром.
Цель: Ознакомление с окружающим миром, расширение кругозора детей, формирование
целостной картины мира.
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о
многообразии стран и народов мира.
Задачи:
Расширять и уточнять представления детей о предметном мире.
Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.
Обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный,
водный).
Продолжать знакомить с библиотеками, музеями.
Углублять представления детей о дальнейшем обучении, формировать элементарные
знания о специфике школы, колледжа, вуза (по возможности посетить школу,
познакомиться с учителями и учениками и т. д.).
Расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство,
производство и сфера услуг, сельское хозяйство), представления об их значимости для
жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.
Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность
познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных
областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом;
создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на
прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними
животными).
2
Расширять представления об элементах экономики (деньги, их история, значение для
общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи
менее обеспеченным людям, благотворительность).
Формировать элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли,
эволюция растительного и животного мира), месте человека в природном и социальном
мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас.
Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с
произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и
продуктивные виды деятельности. Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий
дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать
и уважать их культуру, обычаи и традиции.
Расширять представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве
ребят в других странах, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка), об
отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав
ребенка (органы опеки, ЮНЕСКО и др.). Формировать элементарные представления о
свободе личности как достижении человечества.
Принципы реализации рабочей программы :
•
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
•
принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание
программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики);
•
принцип культуросообразности, который обеспечивает учет национальных
ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс
приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;
•
соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя
решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума»
материала);
•
принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются
ключевые качества в развитии дошкольников;
•
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных
областей;
•
принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
•
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности
является игра;
•
варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных
особенностей;
•
принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и
между детским садом и начальной школой.
Формы реализации :
Рабочая программа реализуется в форме непрерывной образовательной деятельности
(занятий). Занятие организуется 1 раз в 2 недели, чередуясь.
Условия реализации:
3
Объем программы составляет 33 (академических) часов, занятия проводятся 1 раз в
неделю по 20 минут.
Образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми средней группы
осуществляется в первой половине дня в соответствии с сеткой занятий. В середине
непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.
Планируемые результаты:
-Самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр;
-Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для
импровизации. Находит новую трактовку роли и исполняет ее.
-Может моделировать предметно-игровую среду.
-В дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, схем;
проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером;
-Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила
поведения в театре;
-В беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения;
-Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и
художественные произведения, мир природы;
-Различает и называет специальные виды транспорта ( «Скорая помощь», «Пожарная»,
«Полиция»), объясняет их назначение;
-Знает герб, флаг, гимн России; называет столицу России;
-Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях.
Организация
предметно-пространственной
среды
литература, дидактический — наглядный материал.
4
(занятия):
методическая
Содержание программы
Дата
Тема занятия
Объём в часах
Тема 1 « Расскажи о любимых предметах". О.В. Дыбина
"Ознакомление с предметным и социальным
окружением" средняя группа.стр. 18.
1ч
08.09.2025
Тема 2 «Что нам осень принесла". О.А. Соломенникова
"Ознакомление с природой в детском саду".стр. 28-30
1ч
15.09.2025
Тема 3 «Моя семья» ". О.В. Дыбина "Ознакомление с
предметным и социальным окружением" средняя
группа.стр. 19-21.
1ч
22.09.2025
Тема 4 «У медведя во бору грибы, ягоды беру..." О.А.
Соломенникова "Ознакомление с природой в детском
саду".стр. 30-33.
1ч
29.09.2025
Тема 5 «Петрушка идет трудиться" О.В. Дыбина
"Ознакомление с предметным и социальным
окружением" средняя группа.стр. 21-24.
1ч
Тема 6 «Прохождение экологической тропы". О.А.
Соломенникова "Ознакомление с природой в детском
саду".стр. 33-36.
1ч
Тема 7 «Мои друзья". О.В. Дыбина "Ознакомление с
предметным и социальным окружением" средняя
группа.стр. 24-25.
1ч
Тема 8 «Знакомство с декоративными птицами" О.А.
Соломенникова "Ознакомление с природой в детском
саду".стр. 36-38.
1ч
01.09.2025
06.10.2025
13.10.2025
20.10.2025
10.11.2025
17.11.2025
24.11.2025
01.12.2025
5
Тема 9 «Петрушка идёт рисовать» О.В. Дыбина
"Ознакомление с предметным и социальным
окружением" средняя группа.стр. 26-27.
1ч
Тема 10 «Осенние посиделки. Беседа о домашних
животных"." О.А. Соломенникова "Ознакомление с
природой в детском саду". стр. 38-40.
1ч
Тема 11 «Детский сад наш так хорош - лучше сада не
найдёшь»О.В. Дыбина "Ознакомление с предметным и
социальным окружением" средняя группа. стр. 27-28.
1ч
Тема 12 «Скоро зима! ". О.А. Соломенникова
"Ознакомление с природой в детском саду".стр. 41-43.
1ч
08.12.2025
Тема 13 « Петрушка физкультурник» ". О.В. Дыбина
"Ознакомление с предметным и социальным
окружением" средняя группа.стр. 28-31.
1ч
15.12.2025
Тема 14 «Дежурство в уголке природы"
О.А.
Соломенникова "Ознакомление с природой в детском
саду".стр. 43-45.
22.12.2025
Тема 15 «Целевая прогулка « Что такое улица». О.В.
Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным
окружением" средняя группа.стр. 31-33.
12.01.2026
Тема 16 «Почему растаяла Снегурочка?" "
О.А.
Соломенникова "Ознакомление с природой в детском
саду".стр. 45-48.
19.01.2026
Тема 17 «Узнай всё о себе, воздушный шарик»». ». О.В.
Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным
окружением" средняя группа.стр. 33-34.
1ч
26.01.2026
Тема 18 «Стайка снегирей на ветках рябины". "
О.А.
Соломенникова "Ознакомление с природой в детском
саду".стр. 48-50.
1ч
02.02.2026
Тема 19 «Замечательный врач». О.В. Дыбина
"Ознакомление с предметным и социальным
окружением" средняя группа.стр. 34-35.
09.02.2026
Тема 20 «В гости к деду Природоведу". (экологическая
тропа зимой). "
О.А. Соломенникова "Ознакомление
с природой в детском саду".стр. 50-53.
1ч
Тема 21 «В мире стекла". О.В. Дыбина "Ознакомление с
предметным и социальным окружением" средняя
группа.стр.36-37.
1ч
Тема 22"Наша Армия". О.В. Дыбина "Ознакомление с
предметным и социальным окружением" средняя
группа.стр. 37-40.
1ч
16.02.2026
02.03.2026
09.03.2026
16.03.2026
6
Тема 23"Посадка лука"О.А. Соломенникова
"Ознакомление с природой в детском саду". стр. 54-57.
Тема 24 «В мире пластмассы"". О.В. Дыбина
"Ознакомление с предметным и социальным
окружением" средняя группа.стр. 40-41.
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
30.03.2026
06.04.2026
Тема 25 «Мир комнатных растений" О.А.
Соломенникова "Ознакомление с природой в детском
саду".стр. 57-59
1ч
Тема 26 «Сравнение стекла и пластмассы"". О.В.
Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным
окружением" средняя группа.стр. 61-62.
1ч
13.04.2026
Тема 27 «В гости к хозяйке луга" О.А. Соломенникова
"Ознакомление с природой в детском саду".стр. 59-64
20.04.2026
Тема 28 «Путешествие в прошлое кресла". О.В. Дыбина
"Ознакомление с предметным и социальным
окружением" средняя группа.стр.43-46.
27.04.2026
Тема 29 « Поможем Незнайке вылепить посуду".
О.А. Соломенникова "Ознакомление с природой в
детском саду".стр. 64-66.
04.05.2026
Тема 30 « Мое любимое село-Чалтырь" (примерно
см.Мой город) "". О.В. Дыбина "Ознакомление с
предметным и социальным окружением" средняя
группа.стр. 46-48.
11.05.2026
18.05.2026
25.05.2026
Всего
количество
часов
1ч
1ч
1ч
1ч
Тема 31-32. "Экологическая тропа весной"
О.А. Соломенникова "Ознакомление с природой в
детском саду".стр. 66-69.
2ч
Тема 33.Мониторинг
1ч
33 часа
7
Список литературы:
Методические пособия
О.В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением" средняя
группа Мозаика-Синтез Москва 2015;
О.А.Соломенникова "Ознакомление с природой в детском саду" средняя группа.
Мозаика-Синтез, Москва 2015.
«От рождения до школы».Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд.М.:Мозаика-Синтез, 2014.
8