Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка»
Протокол заседания
Педагогического совета МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
от 29.08.2025г. г. № 1
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
детского сада № 14
«Аленушка»
____________Е.Х. Бабасинян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ознакомлению с предметным и социальным окружением.
для детей 2-3 лет (первая младшая группа) автор О.В. Дыбина
Автор-составитель:
Г.А. Даглдиян
Ростовская область
с. Чалтырь
Пояснительная записка
Направленность программы – познавательно-исследовательское развитие(
ознакомление с предметным и социальным окружением)
Нормативные основания разработки Рабочей программы
Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии
с:
Федеральныйзакон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации"
ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядок разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных
программ,
утверждённым
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809),
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28
ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с
изменением, внесенным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31,
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028
Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
Цели программы: Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,
воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка, формирование
умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Задачи программы:
Обогащать представления ребёнка о себе, окружающих людях,
эмоционально-положительного отношения к членам семьи, к другим
взрослым и сверстникам;
Конкретизировать представления детей об объектах ближайшего
окружения: о родном населенном пункте, его названии,
достопримечательностях и традициях,
Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение
делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих
поступков.
Накапливать эмоциональный опыт участия в праздниках;
Планируемые результаты
В конце учебного года, дети должны овладеть знаниями в области
ознакомления с предметным и социальным окружением:
1.Называта знакомые предметы, объяснять их значение, выделять
признаки и называть их.
2.Ориентироваться в помещении детского сада.
3.Называть свою малую Родину.
4.Иметь первичные представления о себе, семье, традиционных семейных
ценностях, проявлять уважение к своему и противоположному полу.
5.С доверием относиться к взрослым, которые заботятся о них.
Формы реализации:
Система работы включает:
- ООД (организованная образовательная деятельность)
- беседы,
- наблюдения,
- игровые занятия,
- элементарные опыты,
- экскурсии,
- проблемно-игровые ситуации,
- викторины, сочинение загадок и сказок,
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок,
иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного,
декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.),
обсуждение средств выразительности.
Содержание Программы:
педагог формирует у детей начальные представления и эмоциональноположительное отношение к родителям (законным представителям) и
другим членам семьи, людям ближайшего окружения, поощряет
стремление детей называть их по имени, включаться в диалог, в
общение и игры с ними; побуждает ребёнка благодарить за подарки,
оказывать посильную помощь родным, приобщаться к традициям
семьи.
Знакомит с населенным пунктом, в котором живет ребёнок, дает
начальные представления о родной стране, о некоторых наиболее
важных праздниках и событиях.
Включая детей в отдельные бытовые ситуации, знакомит с трудом
людей близкого окружения, (ходят в магазин, убирают квартиру, двор,
готовят еду, водят транспорт и другое).
Знакомит с трудом работников ДОО (помощника воспитателя, повара,
дворника, водителя). Демонстрирует некоторые инструменты труда,
воспитывает бережное отношение к предметам, сделанным руками
человека. Поощряет детей за проявление аккуратности (не сорить,
убирать за собой, не расходовать лишние материалы зря и так далее).
Дает первые представления о разнообразии вещей: игрушек, видов
транспорта (машина, автобус, корабль и другие), книг (большие,
маленькие, толстые, тонкие, книжки-игрушки, книжки-картинки и
другие).
В ходе практического обследования знакомит с некоторыми овощами
и фруктами (морковка, репка, яблоко, банан, апельсин и другие), их
вкусовыми качествами (кислый, сладкий, соленый).
Условия реализации:
1.Предметно-пространственная
развивающая
среда
в
группе,
организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все
виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности
(экспериментирование,
живые
обитатели);
центр
конструктивной
деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр
продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе
таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы,
возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор.
Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только
ребенка, но и педагога.
Центры оснащены развивающими материалами:
Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной
деятельности,
Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской
деятельности: Объекты для исследования в действии,
образносимволический материал и т.д.
В группе созданы необходимые условия реализации программы.
2. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку
инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие
условия:
-условия
для свободного выбора деятельности и материалов для
ознакомления с предметным и социальным окружением;
-условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
-не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
-создание
разных пространств для предъявления продуктов детской
деятельности:
-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых
ребенок может поместить свою работу;
-праздники или иные события, как демонстрация продуктов детской
деятельности;
-детское портфолио.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4.Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение
усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование
традиционных форм работы с родителями: родительские собрания,
консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а
также интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые
сообщества.
Объем программы:
- по ознакомлению с предметным и социальным окружением
составляет 18 (академических) часов, занятия проводятся 1 раз в 2 недели по
15 минут. В месяц – 2 занятия, в год – 18 занятий.
Педагогическая диагностика
1 раз в год осуществляется контроль за качеством реализации
программы и динамикой освоения программы воспитанниками.
В мае проводится игровое контрольно-диагностическое занятие с
формализацией итогов освоения детьми содержания программы в
аналитической справке. Анализ данных позволяет воспитателю своевременно
координировать собственную деятельность.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Составлен в соответствии с календарным графиком на 2025-2026уч.год
Месяц
Тема занятия
Сентябрь 1.«Окружающие нас предметы»
Дата
04.09.2025
2. «Папа, мама, я –семья»
18.09.2025
Октябрь
3.«Теремок»
4.«Кто, кто в теремочке живёт?»
02.10.2025
16.10.2025
Ноябрь
5. «Отгадай, кто позвал?»
06.11.2025
6. «Варвара-краса, длинная коса»
20.11.2025
7. «Хорошо у нас в детском саду»
04.12.2025
8. «Назови предмет по описанию»
Декабрь
Январь
9. «Мебель»
Февраль
10. «Приключение в комнате»
18.12.2025
15.01.2026
29.01.2026
12.02.2026
11. «Смешной рисунок»
26.02.2026
Март
12. «Вот так мама, золотая прямо!»
12.03.2026
Апрель
13. «Тарелочка из глины»
02.04.2026
16.04.2026
30.04.2026
14.05.2026
14. «Что лучше: бумага или ткань»
Май
15. «Что мы делаем в детском саду»
ИТОГО
16. Контрольно-диагностическое занятие «Что я знаю о
предметах и явлениях»
18 занятий
28.05.2026
Методическое обеспечение:
1.Дыбина О. Б. Ознакомление с предметным и социальным окружением. 3-4
года . - М., Мозаика – Синтез, Москва, 2021
2. ОП ДОУ
3. Электронные ресурсы
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/04/25/dybina-3-4-goda