ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 4
от 15.04.2025 г.

«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
детского сада № 14 «Аленушка»

Е.Х. Бабасинян
Приказ № 101
от 15.04.2025

ПРОГРАММА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(законных представителей) детей дошкольного возраста,
посещающих дошкольные образовательные организации
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 14 «АЛЁНУШКА»

Ростовская область
с. Чалтырь
2025
2

Содержание

Паспорт программы

3

1.Пояснительная записка

5

1.1.Цельизадачи

7

1.2.Принципы

8

1.3.Планируемые результаты

8

2.Направления работы

9

2.1.Основные формы работы

9

2.2.Технологии

10

2.3.Сферы ответственности, основные права и обязанности участников
программы
3.Ресурсы

10

3.1.Список литературы

12

3.2.Электронные ресурсы

13

12

3

Паспорт программы
Информация о разработчике

Бабасинян Елена Хукасовна - заведующий МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка», Овечко Валентина
Владимировна,
старший
воспитатель,
высшая
квалификационная категория

Целевая аудитория и место
реализации программы

Участники образовательных отношений- воспитанники
(в том числе дети с ОВЗ и дети – инвалиды), родители
(законные представители), педагоги.
МБДОУ детский сад №14 «Аленушка»
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
детского
сада
общеразвивающего вида №14 «Аленушка», МБДОУ
детский сад №14 «Алёнушка» руководствуется
Конституцией Российской Федерации, Гражданским
Кодексом Российской Федерации,
Федеральным
законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации", иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, законами и
иными нормативными правовыми актами Ростовской
области,
нормативными
правовыми
актами
муниципального учреждения «Отдел образования
Администрации Мясниковского района» Ростовской
области.
Расположено
по адресу:
юридический
адрес:
Ростовская область, Мясниковский район, с. Чалтырь,
ул. Октябрьская № 25.
Телефон: 8(86349)21198.
Заведующий – Елена Хукасовна Бабасинян.
Учредителем
ДОУ
является
муниципальное
учреждение «Отдел образования Администрации
Мясниковского района» Ростовской области. И.О.
начальника – Толохян Андрей Арсенович.
Лицензия
на
осуществление
образовательной
деятельности: № 4813 от 14 мая 2015 года.
Электронная почта: alenushka.14.dou@yandex.ru
Официальный сайт: https://alenushka14.tvoysadik.ru/
Телеграмм:
https://web.telegram.org/k/#@alenushka14mbdou

4

Нормативно–правовые
документы

- «Семейный кодекс Российской Федерации»
от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)
-Декларация прав ребенка (1959)
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
- Всемирная декларация об обеспечении
выживания, защиты и развития детей (1990)
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации».
- Федеральныйзаконот29.12.2012N273-ФЗ"Об
образовании в Российской Федерации"
- Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (утвержденный
приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)
- Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N
1618-р
«Об
утверждении
Концепции
государственной семейной политики в Российской
Федерации на период до 2025 года»
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая
2024 г. № 309 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года и на
перспективу до 2036 года» в части создания к 2030
году условий для воспитания гармонично развитой,
патриотичной и социально ответственной личности
на основе традиционных российских духовнонравственных и культурно-исторических ценностей.
- Устав ДОО

Аннотация программы

Предлагаемая программа представляет собой цикл
мероприятий по организации работы с
родителями (законными представителями) и
позволяет расширить, обобщить и углубить
возможности родителей в вопросах образования,
развития и воспитания детей совместно с педагогами
и специалистами ДОО.
Отличительные особенности программы
направлены на активное вовлечение семьи в
воспитательно - образовательный процесс через
различные направления работы

5

Цели и задачи

Планируемые результаты

Сроки, этапы реализации
программы

Цель:
обеспечение
психолого-педагогической
поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей )в вопросах
образования, развития и воспитания.
Задачи:
- организовать
психолого
–
педагогическое
сопровождение родителей (законных представителей)
в вопросах охраны и укрепления здоровья,
образования, развития и воспитания детей;
- способствовать развитию ответственного и
осознанного родительства,
как базовой
основы благополучия семьи;
- организовать конструктивное взаимодействие в
форме сотрудничества и установления
партнёрских отношений с родителями (законными
представителями) для решения образовательных
задач;
- создать условия для вовлечения родителей
(законных представителей) в образовательный
процесс.
Планируемые результаты реализации программы
родительского просвещения носят отсроченный
характер, но деятельность педагогов нацелена на
перспективу развития и становления партнерских
отношений между семьей и ДОО.
Результатами реализации программы могут стать:
- повысится родительская компетентность в вопросах
образования, развития и воспитания своего ребенка;
- повысится ответственность родителей в вопросах
образования, воспитания и развития детей
родители
участвуют
в
воспитательнообразовательном процессе, как субъекты этого
процесса;
- объединятся интересы семьи и педагогов в вопросах
образования, воспитания и развития детей;
удовлетворенность
родителей
качеством
образования в ДОО
Программа реализуется с 2024 по 2027 учебный год.
Этапы реализации программы:
I этап– подготовительный
Цель: сбор, анализ информации о разработке модели
партнерского взаимодействия ДОО с родителями
воспитанников.

6

Система организации
внутреннего контроля за
реализацией программы

- Изучение теории и практики использования
новых форм взаимодействия с родителями
- Анализ воспитательного процесса с точки
зрения современных требований;
- Формирование «Родительской Почты доверия»
для
выявления
актуальных
вопросов,
волнующих родителей, по воспитанию детей;
- Подбор методической
литературы.
- II этап – деятельностный
Цель: организация партнерского взаимодействия
ДОО с родительской общественностью.
- психолого- педагогический мониторинг,
позволяющий выявить возможности участия
каждого родителя в педагогическом процессе
ДОО (анкетирование);
- психолого-педагогическая поддержка родителей;
- психолого–педагогическое образование родителей;
- совместная деятельность детей, родителей
и педагогов.
III этап –прогностический
Цель: определение результативности внедрения
программы родительского просвещения;
-анкетирование по удовлетворенности качеством
образования в ДОО.
Общий контроль реализации Программы
осуществляет администрация МБДОУ детский сад
№14 «Аленушка» путем оценки достижения цели
Программы через анализ работы и инструментарий
оценивания повышения родительской психологопедагогической грамотности.

7

1.
Пояснительная записка
Актуальность родительского просвещения в современных условиях подчеркивается в
Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года , где в
качестве приоритетов государственной семейной политики определены утверждение
традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение
духовно - нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании,
создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства,
повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной
устойчивости каждой семьи. В проведении государственной семейной политики
предусматривается активное участие семьи в своем жизнеобеспечении, обучении и
воспитании детей, охране здоровья ее членов, обеспечении заботы о пожилых и
нетрудоспособных членах семьи создании условий для их долголетия.
В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение
общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и
полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим
себе и улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к
формированию личности ребёнка.
Актуальность просвещения обусловлена и особой ролью семьи в жизни
человека и общества.
Семья–одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в
семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия
и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и
ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития
личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в
человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его
становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый
социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость
существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство
человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и,
следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности,
на
её
воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании формах
взаимодействия семьи и ДОО в образовательном процессе.
Качество обучения и воспитания в семье, расширение воспитательных возможностей
семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие
проблемы современной педагогической практики. Именно этими обстоятельствами
диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности
родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм
образования.
Семьи, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья,
сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении:
некомпетентность по вопросам обучения, воспитания и развития аномального ребенка,
незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного
обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате;
искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со
стороны социума и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям
8

(которое, как правило, ухудшается). Следовательно, им также, как и их детям, нужны
психологическая помощь и поддержка.
Родители нуждаются в знаниях необходимых в обучении и воспитании детей,
специфике их поведения, особенностях их психофизического развития и т.п. Педагоги и
специалисты могут оказать неоценимую помощь родителям, как лучше чувствовать и
понимать своего ребенка и как правильно строить взаимоотношения, уметь использовать
необходимые средства и методики для познавательного развития дошкольника с ОВЗ.
Проблема психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающих ребенка с
ОВЗ в настоящее время в разряде самых актуальных. Актуальными оказываются анализ,
обобщение
развития личности ребёнка с ОВЗ. Речь идет об умении родителями
использовать полученные знания, самостоятельно их добывать, анализировать собственную
воспитательную деятельность. Участие родителей в жизни своих детей поможет им увидеть
многое и, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход.
Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов дошкольного образования
и родителей можно добиться высоких результатов. Достичь высокого качества в развитии,
полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство
возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Чтобы оно было
продуктивным, конструктивным, продумана определенная система работы с родителями
воспитанников с ОВЗ
Согласно ФГОС ДО образовательная организация должна обеспечить психологопедагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Профессиональная помощь родителям в воспитании детей должна быть практической и
теоретической и осуществляться систематически.
В этой связи одним из важных направлений в сопровождении семей,
воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, повышения уровня
родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ
возникла необходимость разработки и реализации программы.
Реализация программы направлена на создание позитивных детско-родительских
отношений, ответственного родительства. Качественное, осознанное исполнение
родительской роли и определяет состояние общества, института семьи и психологическое
здоровье последующих поколений.
Программа определяет содержание и организацию работы с родителями (законными
представителями). В основе процесса организации работы с родителями в ДОО лежат
конституционные и национальные ценности российского общества (ценности семьи,
гражданские ценности, нравственные ценности, ценности труда, ценности культуры,
ценности истории, экологические ценности).
Главная идея программы по работе с родителями воспитанников с ОВЗ,
заключается в реализации первоочередных задач по повышению психолого-педагогической
компетенции родителей,
с учётом процесса
синхронизации обучения родителя в
соответствии с актуальным уровнем психофизического и возрастного развития его ребёнка.
Программа направлена на обеспечение права семьи, на получение помощи в воспитании
детей дошкольного возраста, на охрану и укрепление их физического и психического
здоровья, на развитие их индивидуальных способностей и необходимую коррекцию
нарушений развития,
9

консультационно-методической поддержки в организации воспитания и обучения
ребенка, его социализации и адаптации.
К Программе прилагается перспективный план работы с родителями,
разрабатываемый ежегодно (на новый учебный год).
Цели и задачи программы
Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, развития и
воспитания.
Задачи:
- организовать психолого – педагогическое сопровождение родителей (законных
представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья, образования, развития и
воспитания детей;
- способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как базовой
основы благополучия семьи;
- организовать конструктивное взаимодействие в форме сотрудничества и
установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) для
решения образовательных задач;
- создать условия для вовлечения родителей (законных представителей) в
воспитательно - образовательный процесс.
Основные принципы программы:
- принцип гуманизации (взаимодействие с семьей осуществляется на основе
ценностного и личностного ориентированного отношения к семье, опоры на положительный
опыт семейного воспитания, учитываются особые потребности каждого конкретного
ребенка и его семьи);
- принцип модульности (процесс обучения реализуется через тематические модули,
раскрывающие психолого-педагогические особенности обучения и воспитания ребенка);
- принцип комплексности (ориентирован на взаимодействие специалистов
образовательной организации (учитель - логопед, педагог – психолог, музыкальный
руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели), родителей (законных
представителей) в вопросах повышения психолого-педагогической компетентности
родителей);
- принцип открытости и доверия (создание атмосферы взаимопомощи и поддержки
семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива
ДОО разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь, предоставление каждому
родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду);
- принцип интерактивности и динамичности (реализуется через продуктивное
взаимодействие и сотрудничество всех субъектов на различных этапах совместной
деятельности, осуществляется в режиме развития, а также быстром реагировании на
изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и
воспитательные запросы);
- принцип систематичности и последовательности (взаимодействие с семьей
требует системного подхода к теоретико-практическому изучению основ психологопедагогических знаний);
10

- принцип согласованного взаимодействия (возможность высказывать друг другу свои
мнения о тех или иных проблемах воспитания с ним и просто невозможно без учета
интересов и запросов семьи, общение «на равных»).
Планируемые результаты
Планируемые результаты реализации программы родительского просвещения носят
отсроченный характер, но деятельность педагогов нацелена на перспективу развития и
становления партнерских отношений между семьей и ДОО.
Результатами реализации программы могут стать:
- повысится родительская компетентность в вопросах образования, развития и
воспитания своего ребенка;
- повысится ответственность родителей в вопросах образования, воспитания и
развития
детей
родители участвуют в воспитательно-образовательном процессе, как субъекты
этого процесса;
- объединятся интересы семьи и педагогов в вопросах образования,
воспитания и развития детей;
-удовлетворенность родителей качеством образования в ДОО
2. Направления деятельности.

1) Диагностико - аналитическое направление включает получение и анализ данных о
семьекаждогообучающегося,еёзапросахвотношенииохраныздоровьяиразвитияребёнка;
обуровнепсихолого-педагогическойкомпетентностиродителей(законныхпредставителей); а
также планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа;
согласование воспитательных задач;
2) просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных
представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического
развития детей дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и
воспитания детей определенного возраста информирование об особенностях реализуемой в
ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании
и методах образовательной работы с детьми;
3) консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей
(законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления
возникающих проблем воспитания и обучения детей; особенностей поведения и
взаимодействияребёнкасосверстникамиипедагогом;возникающихпроблемныхситуациях;
способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми; способам
организации и участия в воспитательно – образовательном процессе.
Родительское просвещение представлено следующими модулями:
- Выстраивание позитивных детско–родительских отношений
- Разрешение конфликтных споров и ситуаций в семье
- Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства
- Повышения уровня правовой культуры в области семейного права
- Формирование и повышение экономической грамотности семьи
- Формирование ответственности и позитивной родительской позиции
11

- Пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи
Основные формы работы.
Направления деятельности педагогов реализуются в разных формах (групповых,
подгрупповых и индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов
взаимодействия с родителями (законными представителями):
1) диагностико - аналитическое направление реализуется через опросы,
анкетирование, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик для родителей»,
педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых
дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей;
2) просветительское и консультационное направления реализуются через групповые
родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары - практикумы, тренинги и
ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое;
информационные проспекты, стенды, ширмы, папки - передвижки для родителей (законных
представителей); сайт ДОО и социальные группы в сети Интернет; фотографии, выставки
детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей.

3) Включают также и досуговую форму - совместные праздники и вечера, семейные
спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными
традициями и другое.
Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей
и ДОО является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет
совместно анализировать поведение или проблемы ребёнка, выяснять причины проблем и
искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит
просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам
выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка, а также
согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОО и
семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении
образовательной программы.
Технологии
- технологии раннего вмешательства, направленные на раннее предотвращение
неблагополучия как в контексте развития ребенка, так и в семейном контексте;
- технологии мотивирования, использующие различные модели интервьюирования,
направленные на формирование готовности и мотивации к изменениям поведения, участию
в программах помощи;
- технологии, ориентированные на работу с семьей, которые предполагают различные
тренинги родительской компетентности и семейных навыков, семейное консультирование, а
также программы по созданию семейных групп взаимопомощи;
- технологии информирования, т.е. просвещения через использование таких форм как
лекции, семинары, консультации, беседы, распространение специальной литературы и
видеоматериалы;
- технологии, основанные на использовании методов активного социального
обучения, целью которых является формирование социально важных навыков;
- технологии создания групп социальной поддержки, направленные на формирование
групп само - и взаимопомощи среди родителей.

12

Сферы ответственности, основные права и обязанности участников
программы (специалистов, детей, родителей, педагогов)ва и обязанности
родителей
«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995N223-ФЗ (ред. От
06.02.2020) СК РФ Статья63.Права и обязанности родителей по воспитанию и
образованию детей:
- Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей;
- родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они
обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном
развитии своих детей;
- родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих
детей перед всеми другими лицами.
Права и обязанности родителей в Семейном кодексе
Источник:https://rosuchebnik.ru/material/deti-i-roditeli-prava-i-obyazannosti-vsemeynom-kodekse/
Ст.38КонституцииРФустанавливаетобязанностьродителейзаботитьсяодетяхи
воспитывать их - https://konstitutsiia.ru/38
Федеральный закон от29.12.2012№273-ФЗ«Об образовании в РФ»
Статья44.Права,обязанности ответственность в сфере образования родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихсяhttps://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-44.php
Ответственность родителей
Уголовный кодекс Российской Федерации статья156 –неисполнение обязанностей
по воспитанию несовершеннолетних https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/48132b89ef9920ae94d8d48c658e
bf60d3c66ca9/
Права и обязанности детей
- ПраванесовершеннолетнихдетейзафиксированывГлаве11СемейногокодексаРФ: Ст.
54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.
Ст.55.Праворебенканаобщениесродителямиидругимиродственниками. Ст. 56.
Право ребенка на защиту:
Источник:https://rosuchebnik.ru/material/deti-i-roditeli-prava-i-obyazannosti-vsemeynom-kodekse/
- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
- Федеральный закон от 29.12.2012№273-ФЗ«Об образовании в РФ»
Статья34. Основные права обучающихся и меры их социальной
поддержки и
стимулирования - https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-34.php
Статья41.Охрана здоровьяобучающихся-https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st41. php

13

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь
обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации - https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st42.php
Статья43.Обязанностии ответственность обучающихся-https://fzrf.su/zakon/obobrazovanii-273-fz/st-43.php
– Декларация прав ребенка
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml
– Конвенция ООН о правах ребенка
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детейhttps://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_child90.shtml
Права, обязанности ответственность педагогов
Федеральныйзаконот29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы
педагогических работников, гарантии их реализации - https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273fz/st-47.php
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-48.php
3. Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:
Кадровые ресурсы
Воспитатели систематически знакомят родителей с целями и задачами, формами и
методами воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов, посещающих группы детского сада.
Учитель-логопед помогает определить уровень развития ребенка, знакомит родителей
с методами и приёмами, направленными на коррекцию недостатков (нарушений) развития.
Педагог-психолог анализирует детско-родительские отношения, организует
совместные (групповые и индивидуальные) мероприятия на развитие психологопедагогической
компетентности
родителей
при
организации
конструктивного
взаимодействия с ребенком.
Материально-технические ресурсы. Реализация программы осуществляется в
помещениях ДОО (музыкальный зал, групповые комнаты, кабинеты специалистов) с
использованием имеющегося оборудования и технических средств (персональный компьютер,
мультимедийное оборудование, принтер и др.).
Методические ресурсы. Диагностические методики, методические рекомендации и
разработки (анкеты, конспекты мероприятий, сценарии тренингов, лекций), подборка и
разработка наглядных материалов (презентации, видеофильмы, видеоролики и т.д.)
Информационные ресурсы. Размещение информации на сайте образовательной
организации, подготовка и распространение информационных и консультационных
материалов посредством оформления буклетов, памяток.

14

Список используемой литературы
Басалаева Н.В., Захарова Т.В., Казакова Т.В. Сопровождение детей с особыми
потребностями как актуальная проблема современного образования // Человек и язык в
коммуникативном пространстве: сборник научных статей, 2018
Бикеева А.С. Семья особого назначения, или рецепты позитивного родительствования
на каждый день. – М.: Генезис, 2009.
Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей
работы в логопедической группе детского сада для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет».- СПб:
Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДОДЕТСТВОПРЕСС, 2014.
Ньюмон С.«Игры и занятия с особым ребенком» руководство для родителей.- Москва:
«Теревинф»,2011.
Пазухина С. В. Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с
ограниченными возможностями здоровья / С. В. Пазухина, З. Н. Калинина, Е. В. Декина //
Гуманитарные науки (Ялта). — 2018. — № 2(42).
Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде:
каталог- 2019: коллективная монография / В.В. Рубцов [и др.]. Москва: ФГБОУ ВО МГППУ,
2019
Стребелева Е.А., Разенкова Ю.И. и др. «Психолого-педагогическая диагностика
развития детей дошкольного возраста». - 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: «Просвещение»,
2004.
Степанова Н.А., Лещенко С.Г., Хаидов С.К. Психолого- педагогическое
сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация,
содержание, технологии // Современные проблемы науки и образования. 2017
Электронные

ресурсы

http://autism-aba.blogspot.ru/-Аутизм.АВА–терапия.Прикладной анализ поведения.
Статьи и другие материалы про аутизм. Обучение для родителей и специалистов.
http://downsideup.org/ru - - Даунсайд Ап.
Портал для родителей детей с синдромом Дауна информация, статьи, журналы, книги.
Оказывает поддержку семьям, воспитывающим детей с синдромом Дауна от рождения до 7
лет.
Развивающие игры для развития речи, памяти, внимания, кругозора, обучения чтению и
счету, развития кругозора и для других аспектов развития!
http://www.detskiysad.ru- Мир дошкольников
Портал для родителей.

15

http://www.osoboedetstvo.ru- Особое детство
Сайт возник по инициативе Центра лечебной педагогики (ЦЛП). Теперь его развивают не
только специалисты, но и родители. ЦЛП специализируется на оказании помощи детям с
интеллектуальными и психическими нарушениями, которых среди инвалидов не менее 2/3.
Поэтому сайт «Особое детство» посвящен обсуждению и решению проблем таких людей –
маленьких и больших. Представлены материалы по современным методам педагогической и
психологической помощи, юридические знания, книги.
http://www.solnet.ee/-Портал«Солнышко».
Сайт для родителей, педагогов. Развивающие игры, раскраски,
поделки,
конкурсы. http://adalin.mospsy.ru/- Психологический центр Адалин
Воспитание детей. Детская психология. Советы психолога. Поделки для детей. Отдых с
детьми. Рецепты для детей. Здоровье ребенка. Детские болезни. Развивающие игры.
Коррекционные
и
развивающие
методики.
Консультации
https://www.yaroditel.ru/parents/helpline/- Портал для ответственных родителей
www.prognozmed.ru-Сайтневрологическогоцентра Прогноз.
http://www.i-gnom.ru- Сайт о познавательном развитии дошкольника - «Интернет-Гномик» На
сайте размещена информация о познавательном развитии ребенка дошкольника, статьи,
различные материалы, развивающие игры для детей.
http://rodim.ru/index.php/forum/124-osobye-deti/-Форум "Особые дети"
Для общения родителей, чьи детки имеют проблемы со здоровьем – врожденные или
приобретенные. Полезная информация и практический опыт родителей.
http://www.autism.ru/library.asp?sort=3-

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».