Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка» Протокол заседания Педагогического совета МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» от 30.08.2024г. г. № 1 Утверждаю Заведующий МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» _________ Е.Х. Бабасинян РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По ознакомлению с предметным и социальным окружением; ознакомление с природой. для детей 6-7 лет (подготовительная группа № 2) автор О.В. Дыбина; О.А.Соломенникова Автор-составитель: А.С. Хочкиян Ростовская область с. Чалтырь Пояснительная записка Направленность программы – познавательно-исследовательское развитие ( ознакомление с предметным и социальным окружением), ознакомление с природой. Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с: Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации" ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809), СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31, Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» 1.1. Окружающий мир: в совместной с детьми деятельности педагог обогащает представления о родном населенном пункте (название улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностей), о стране (герб, гимн, атрибуты государственной власти, Президент, столица и крупные города, особенности природы и населения). раскрывает и уточняет назначения общественных учреждений, разных видов транспорта, рассказывает о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни. 2 посредством поисковой и игровой деятельности педагог побуждает проявление интереса детей к ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым выдающимся людям России; формирует представление о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира на ней. Природа: педагог расширяет и актуализирует представления детей о многообразии природного мира родного края, различных областей и регионов России и на Земле, рассказывает о некоторых наиболее ярких представителях животных и растений разных природных зон (пустыня, степь, тайга, тундра и другие), об их образе жизни и приспособлении к среде обитания, изменениях жизни в разные сезоны года. Закрепляет умение сравнивать, выделять свойства объектов, классифицировать их по признакам, формирует представления об отличии и сходстве животных и растений, их жизненных потребностях, этапах роста и развития, об уходе взрослых животных за своим потомством, способах выращивания человеком растений, животных (в том числе и культурных, лекарственных растений), профессиях с этим связанных; педагог поддерживает стремление детей к наблюдениям за природными явлениями, живимыми и неживыми объектами, самостоятельному экспериментированию, наблюдению и другим способам деятельности для познания свойств объектов неживой природы (воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней и других), знакомит с многообразием водных ресурсов (моря, океаны, озера, реки, водопады), камней и минералов, некоторых полезных ископаемых региона проживания (нефть, уголь, серебро, золото, алмазы и другие); об использовании человеком свойств неживой природы для хозяйственных нужд (ветряные мельницы, водохранилища, солнечные батареи, ледяные катки); о некоторых небесных телах (планеты, кометы, звезды), роли солнечного света, тепла в жизни живой природы; углубляет представления о характерных явлениях природы в разные сезоны года (изменение температуры воздуха, роль ветра, листопада и осадков в природе), изменениях в жизни животных, растений и человека, о влиянии деятельности человека на природу; закрепляет правила поведения в природе, воспитывает осознанное, бережное и заботливое отношение к природе и её ресурсам. Условия реализации: Объем программы составляет 35 (академических) часов, занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 30 минут, чередуясь, согласно сетке занятий. Образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми подготовительной группы осуществляется в первой половине дня в 3 соответствии с сеткой занятий. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Дата Тема занятия 04.09.2024 . О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» стр.28-29 11.09.2024 Занятие № 2 «Дары осени» 18.09.2024 25.09.2024 02.10.2024 09.10.2024 16.10.2024 23.10.2024 Объём в часах Примечание 1 час Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-112 с. 1 час Занятие № 3. Тема: «Правила безопасного поведения на улицах». Раздел «Безопасность на дорогах и улицах». К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников». Стр. 40-41. 1 час Занятие № 4. «Почва и подземные обитатели». Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-112 с. Занятие № 5. Тема: «Один дома». Раздел «Безопасность собственной жизнедеятельности». К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников». Стр. 15-16. 1 час 1 час Занятие № 6. «4 октября- Всемирный день защиты животных». Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-112 с. Занятие № 7. Тема: «Дружная семья». О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» стр.29-31. 1 час 1 час Занятие 8 «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…» Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: 4 МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-112 с. 06.11.2024 13.11.2024 20.11.2024 Занятие № 9. Тема: «Удивительные предметы». О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» стр.31-32. Занятие № 10 «Птицы нашего края» 04.12.2024 1 час Тема 11: «Как хорошо у нас в саду». О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». стр.33-34 1 час ление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2017.-112 с. Занятие № 13. Тема: Тема: «Герой Отечества» . Наглядный материал. ИКТ . Занятие 14. «Животные зимой». 11.12.2024 Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-112 с. 18.12.2024 Тема 15«Путешествие в прошлое книги». О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» стр.35-36. 25.12.2024 15.01.2025 1 час Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-112 с. Тема 12. Прохождение экологической тропы на участке детского сада. Ознаком27.11.2024 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Тема 16«Животные водоемов, морей и океанов» 1 час Занятие № 17. Тема: «Школа. Учитель». О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» стр.36-39 1 час 5 Тема 18 «11 января День заповедников и национальных парков». Красная книга. 1 час 22.01.2025 29.01.2025 Занятие № 19. Тема: На выставке кожаных изделий». О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» стр.39-40. 05.02.2025 Занятие № 20. Тема: «Служебные собаки на защите Отечества». Наглядный материал. ИКТ . 12.02.2025 19.02.2025 26.02.2025 05.03.2025 12.03.2025 19.03.2025 Занятие № 21. Тема: «О правилах пожарной безопасности». К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников». стр.18-25. Наглядный материал, ИКТ в рамках педагогического проекта «Осторожно, огонь». Тема 22. «Что такое огород на окне» Занятие № 23. Тема: «Терроризм-зло современного мира». Видео слайды. Тема 24. «Полюбуйся, Весна наступает..» 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Занятие № 25. Тема: «Две вазы». О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». стр.42-43. 1 час Занятие 26. 22 марта - Всемирный день водных ресурсов» 1 час 6 02.04.2025 09.04.2025 16.04.2025 23.04.2025 30.04.2025 07.05.2025 14.05.2025 21.05.2025 28.05.2025 Всего часов: Занятие № 27. Тема: «Библиотека». О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» стр.43-45. 1 час Занятие 28. «Знатоки природы» 1 час Занятие № 29. Тема: «Автомобили специального назначения: «Скорая помощь», «Автомобиль МЧСПожарная»; «Полиция». Наглядный материал. Правила поведения на воде». 1 час Занятие 30. 22 апреля –Международный день Земли». 1 час Занятие № 31. Тема: «В мире материалов». О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» стр.45-46. Занятие 32. «Прохождение экологической тропы по территории детского сада» Занятие № 33. Тема: «Мое ОтечествоРоссия. Флаг, Герб, Гимн России.» О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» стр.49-51. ИКТ Занятие № 34. Тема: «Безопасный отдых на природе». «Правила поведения при общении с животными Занятие №35 Мониторинг 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 35 7 Список литературы Методические пособия: О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. — М.: МозаикаСинтез, 2016. ОП МБДОУ детского сада №14 «Аленушка» 8