Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка» Протокол заседания Педагогического совета МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» от 30.08.2024г. г. № 1 «Утверждаю» Заведующий МБДОУ детского сада №14 «Аленушка» __________________ Е.Х.Бабасинян Рабочая программа по Рисованию (Т.С. Комарова) (дети 6-7 лет, подготовительная группа № 2) Автор-составитель: А.С. Хочкиян Ростовская область с.Чалтырь 1 Пояснительная записка Направленность программы – Художественно-эстетическое развитие ( Рисование) Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с: Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации" ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809), СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31, Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» Объем программы составляет 70 (академических) часа, занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. Изобразительная деятельность. Рисование: Предметное рисование: педагог совершенствует у детей умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивает наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Педагог совершенствует у детей технику изображения. Продолжает развивать у детей свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Педагог расширяет набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш и другое). 2 Предлагает детям соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Учит детей новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью - до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения. Продолжает формировать у детей умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учит детей плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учит детей осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами - при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и тому подобного. Педагог учит детей видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш. Развивает у детей представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; формирует умение создавать цвета и оттенки. Педагог постепенно подводит детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто- зеленый, сероголубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и тому подобное). Обращает их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие - красные). Учит детей замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивает цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка. Учит детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке, развивает восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые, только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и тому подобное). Развивает у детей художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности. Сюжетное рисование: педагог продолжает формировать умение у детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа - передний план или дальше от него - задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и тому подобное). 3 Формирует у детей умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжает формировать у детей умение передавать в рисунках, как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения. Декоративное рисование: педагог продолжает развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и другое). Учит детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закрепляет умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки. Закрепляет у детей умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Дата 04.09.2024 06.09.2024 11.09.2024 13.09.2024 18.09.2024 Тема занятия Занятие № 1. Тема 1: Коллективная работа «Лето». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа. стр. 32. Занятие № 2. Тема: «Декоративное рисование на квадрате» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа. стр. 33-34. Занятие № 3. Тема: «Кукла в национальном армянском и русском костюме». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа. стр. 35. Занятие № 4. Тема: «Поезд, в котором мы ездили в другой город». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа. стр.36 Занятие № 5. Тема: «Золотая осень» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в Объём в часах Примечание 1 час 1 час 1 час 1 час 1час 4 детском саду» Подготовительная к школе группа. стр.36-37 20.09.2024 25.09.2024 27.09.2024 02.10.2024 04.10.2024 09.10.2024 11.10.2024 16.10.2024 Занятие № 6. Тема: «Придумай, чем может стать красивый осенний листок». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа. стр.38 1 час Занятие № 7. Тема: «По замыслу «На чем люди ездят» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа. стр.38-39 1 час Занятие № 8. Тема: «Нарисуй свою любимую игрушку». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа. стр. 39-40 1 час Занятие № 9. Тема: «Рисование с натуры «Ветка рябины». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа. стр.40. 1 час Занятие № 10. Тема: «Рисование с натуры «Комнатное растение». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа. стр.40-41 1 час Занятие № 11. Тема: «Папа(мама) гуляет со своим ребенком в сквере (по улице)». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа. стр.43-44. 1 час Занятие № 12. Тема: «Город (село) вечером». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа. стр.45 Занятие № 13. Тема: «Декоративное рисование «Завиток». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа. стр.45-46 1 час 1 час Занятие № 14. Тема: «Поздняя осень». Т.С. 5 18.10.2024 23.10.2024 25.10.2024 06.11.2024 08.11.2024 13.11.2024 15.11.2024 20.11.2024 22.11.2024 Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа. стр.46 1 час Занятие № 15. Тема: «Рисование по замыслу «Нарисуй, что было самым интересным в этом месяце». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа. стр.47 1 час Занятие № 16. Тема: «Мы идем на праздник с флагами и цветами» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа. стр.47-48 Занятие № 17. Тема: «Осенний праздник урожая в нашем селе». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа. стр.48-49. Занятие № 18. Тема: «Рисование иллюстраций к сказке Д.Н. МаминаСибиряка «Серая Шейка» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа. стр.50-52 Занятие № 19. Тема: «Как мы играем в детском саду». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа. стр.53 Занятие № 20. Тема: «Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа. стр.54-56. Занятие № 21. Тема: «Наша любимая подвижная игра» («Кошки-мышки») Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа. стр.57-58 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Занятие № 22. Тема: «Декоративное рисование по мотивам дымковской 6 игрушки». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа. стр.5859. 27.11.2024 29.11.2024 04.12.2024 06.12.2024 11.12.2024 13.12.2024 18.12.2024 Занятие № 23. Тема: «Рисование с натуры глиняной игрушки (барышня расписанная Гжельской росписью)». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Подготовительная к школе группа. стр.58-59 (аналогичное дымковской игрушке). 1 час 1 час Занятие № 24. Тема: «Волшебная птица». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр.5961. 1 час Занятие № 25. Тема: «Как мы танцуем на музыкальном занятии». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.62 1 час Занятие № 26. Тема: «Сказка о царе Салтане». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.63-64 Занятие № 27. Тема: «Зимний пейзаж». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.65-66 1 час 1 час Занятие № 28. Тема: «Рисование героев сказки «Царевна-лягушка». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 66. 1 час Занятие № 29. Тема: «Новогодний праздник в детском саду» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр.66-67 1 час Занятие № 30. Тема: «Декоративное 7 20.12.2024 25.12.2024 27.12.2024 10.01.2025 15.01.2025 17.01.2025 22.01.2025 24.01.2025 рисование «Букет цветов». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.68 Занятие № 31. Тема: «Рисование декоративно-сюжетной композиции «Кони пасутся». Слайды на интерактивной доске. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.69. Занятие № 32. Тема: «Рисование с натуры керамической фигурки животного». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.69-70. Занятие № 33. Тема: «Декоративное рисование «Букет в холодных тонах». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр.70 1 час 1 час 1 час 1 час Занятие № 34. Тема: «Иней покрыл деревья». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр.71 1 час Занятие № 35. Тема: «Сказочный дворец». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.72-73. 1 час Занятие № 36. Тема: «Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.75. Занятие № 37. Тема: «Сказочное царство». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа 1 час 1 час 8 стр.76. 29.01.2025 31.01.2025 05.02.2025 07.02.2025 12.02.2025 14.02.2025 19.02.2025 21.02.2025 26.02.2025 Занятие № 38. Тема: «Зима». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.78 Занятие № 39. Тема: «Конек-Горбунок». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.79 Занятие № 40. Тема: «Декоративное рисование «Русская игрушка – Матрешка». Наглядный материал. Занятие № 41. Тема: «Наша армия родная». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.77 Занятие № 42. Тема: «Ваза с ветками». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.80-81 Занятие № 43. Тема: «Нарисуй, что хочешь красивое». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.83. Занятие № 44. Тема: «Уголок групповой комнаты». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.82 Занятие № 45. Тема: «Цветы для любимой мамочки». Наглядный материал. Занятие № 46. Тема: «Рисование по сказке «Мальчик с пальчик». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.84-85. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Занятие № 47. Тема: «Декоративное 9 28. 02.2025 05.03.2025 07. 03.2025 12.03.2025 14.03.2025 19.03.2025 21.03.2025 02.04.2025 04.04.2025 09.04.2025 11.04.2025 16.04. 2025 рисование по мотивам хохломской, гжельской, городецкой росписи (по выбору детей). Наглядный материал. Занятие № 48. Тема: «Рисование по замыслу «Кем хочешь быть?». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.86. Занятие № 49. Тема: Рисование по замыслу «Весна идет - весне дорогу». Знакомство с произведениями живописи И. Левитана «Март», «Весна», «Большая вода». Занятие № 50. Тема: «Мой любимый сказочный герой». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.88. Занятие № 51. Тема: «Декоративное рисование «Композиция с цветами и птицами». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.90. 1 час 1 час 1 час 2 часа 2 часа Занятие № 52. Тема: «Коллективное рисование «Кометы и ракеты». Занятие № 53. Тема: «Полет на Луну». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.88-89. (смотреть подобие аппликации) 1 час 1 час Занятие № 54. Тема: «Субботник». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.92. 1 час Занятие № 55. Тема: «Обложка для книги сказок». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.90-91. 1 час Занятие № 56. Тема: «Первомайский праздник в городе». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском 10 саду». Подготовительная к школе группа стр.95. 18.04.2025 23.04.2025 25.04.2025 30.04.2025 Занятие № 57. Тема: «Декоративное рисование «Завиток». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.91-92 2 часа Занятие № 58. Тема: «Разноцветная страна». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.94-95 1 час Занятие № 59. Тема: Рисование по замыслу «Этот Великий ДЕНЬ ПОБЕДЫ!». 07.05.2025 Занятие № 60. Коллективная работа «Салют Победы». 14.05.2025 Занятие № 61. Тема: «Рисование с натуры «Наряды Донских казаков». Наглядный материал. 16.05.2025 21.05.2025 23.05.2025 28.05.2025 30.05.2025 1 час Занятие № 62. Тема: «Цветущий сад». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр.96. Занятие № 63. Тема: «Весна». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.97-98 Занятие № 64. Тема: «Круглый год» («Двенадцать месяцев»). Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.99 Занятие № 65. Тема: «Родная страна-моя любимая Россия». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная к школе группа стр.100 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Занятие № 66. Диагностическое. 1 час 11 Всего часов: 70ч Список литературы Методические пособия: Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа— М.: Мозаика- Синтез, 2014. ОП МБДОУ детского сада № 14 «Аленушка» ФОП. 12