Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка» Протокол заседания Педагогического совета МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» от 30.08.2024г. г. № 1 Утверждаю Заведующий МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ____________Е.Х. Бабасинян РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Развитию Речи для детей 6-7 лет (подготовительная группа № 2) автор В.В. Гербова Автор-составитель: А.С. Хочкиян Ростовская область с.Чалтырь Пояснительная записка Направленность программы – речевое развитие Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с: Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации" ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809), СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28. ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31,Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028. Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка». ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка». Содержание образовательной деятельности. Формирование словаря педагог формирует у детей умения подбирать точные слова для выражения мысли; выполнять операцию классификации - деления освоенных понятий на группы на основе выявленных признаков, использовать в речи средства языковой выразительности: антонимы, синонимы, многозначные слова, метафоры, олицетворения. Звуковая культура речи: педагог способствует автоматизации и дифференциации сложных для произношения звуков в речи; проводит работу по исправлению имеющихся нарушений в звукопроизношении. 2 Грамматический строй речи: педагог развивает у детей умения образовывать сложные слова посредством слияния основ, самостоятельно использовать в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием высказывания, с помощью игр и упражнений закрепляет умения согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, образовывать по образцу существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степени имен прилагательных. Связная речь: педагог подводит детей к осознанному выбору этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия, формирует умение использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихотворений, помогает детям осваивать умения коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий, употреблять вариативные этикетные формулы эмоционального взаимодействия с людьми, правила этикета в новых ситуациях. Педагог использует речевые ситуации и совместную деятельность для формирования коммуникативно-речевых умений у детей, закрепляет у детей умение пересказывать литературные произведения по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц, подводит к пониманию и запоминанию авторских средств выразительности, использованию их при пересказе, в собственной речи, умению замечать их в рассказах сверстников; в описательных рассказах педагог формирует у детей умения передавать эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности; формирует умение составлять повествовательные рассказы по картине, из личного и коллективного опыта, по набору игрушек, закрепляет у детей умение строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования, составлять рассказы-контаминации (сочетание описания и повествования; описания и рассуждения); педагог развивает у детей способность самостоятельно использовать в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительную речь, речьдоказательство, речевое планирование, помогает детям осваивать умения самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов. В творческих рассказах закрепляет умение использовать личный и литературный опыт в зависимости от индивидуальных интересов и способностей; развивает у детей умение внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки, доброжелательно и конструктивно исправлять их. 3 Подготовка детей к обучению грамоте: педагог продолжает формировать у детей интерес к языку, осознанное отношение к языковым явлениям, помогает освоить звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов; закрепляет умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику, составлять схемы слова, выделять ударный гласный звука в слове; определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентироваться на листе, выполнять графические диктанты; штриховку в разных направлениях, обводку; знать названия букв, читать слоги. Условия реализации: Объем программы составляет 50 (академических) часов, занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут, соответствуют сетке занятий. Фронтальные логопедические занятия, разрабатываются отдельно учителемлогопедом. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Дата Тема занятия Объём в часах 02.09.2024 Занятие № 1. Тема: «Подготовишки». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 19-20. 1 час 05.09.2024 Занятие № 2. Тема: «Звуковая культура речи» (проверочное) В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 21-22. 1 час 09.09.2024 Занятие № 3. Тема: «Лексико-грамматические упражнения». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 22. 1 час 12.09.2024 Занятие № 4.Тема: пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа 1 час 16.09.2024 Занятие № 5 Тема: «для чего нужны сказки» В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа 1 час Примечание 4 19.09.2024 23.09.2024 26.09.2024 03.10.2024 07.10.2024 Занятие № 6. Тема: «Работа с сюжетной картиной». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 25. Занятие № 7. Тема: «Беседа о А.С. Пушкине». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 25-26. 1 час Занятие № 8. Тема: «Лексико-грамматические упражнения». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 26-27. 1 час Занятие № 9. Тема: «Заучивание стихотворения «А.Фета «Ласточки пропали...» В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 27-28. 1 час Занятие № 10 Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 28-30. 10.10.2024 Занятие № 11 Тема:Чтение сказки Ремизова «Хлебный голос» В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. 14.10.2024 Занятие № 12. Тема: «Русские народные сказки». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 30-31. 17.10.2024 Занятие № 13. Тема: «На лесной поляне». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 33-34. 21.10.2024 Занятие № 14. Тема: «Небылицы - перевертыши». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 34-35. 24.10.2024 Занятие № 15. Тема: «Сегодня так светло кругом». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. 07.11.2024 1 час Занятие № 16. Тема: «Осенние мотивы». В.В. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 5 Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 36-37. 11.11.2024 14.11.2024 Занятие № 17.Тема: «Звуковая культура речи. Работа над предложением». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 37-38. Занятие № 18. Тема: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 39-40. 1 час 1 час Занятие № 19. Тема: «Лексические игры и упражнения». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 40-41. 1 час 21.11.2024 Занятие № 20. Тема: «Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 41; стр. 89. 1 час 25.11.2024 Занятие № 21. Тема: «Подводный мир». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 41-42. 1 час 28.11.2024 Занятие № 22. Тема: «Первый снег. Заучивание наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 42-44. 1 час 18.11.2024 02.12.2024 Занятие № 23. Тема: «Лексические игры». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 44-45. 05.12.2024 Занятие № 24. Тема: «Работа с иллюстрированными изданиями сказок». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 45-46. 09.12.2024 12.12.2024 Занятие № 25. Тема: «Звуковая культура речи". В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 46-47. Занятие № 26. Тема: «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». 1 час 1 час 1 час 6 Подготовительная к школе группа. стр. 47-48. День «Героя Отечества». Воспитание патриотизма. 16.12.2024 19.12.2024 23.12.2024 26.12.2024 Занятие № 27. Тема: «Тяпа Топ сварили компот". В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа Занятие № 28. Тема: «Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 49; стр. 87-89. Занятие № 29. Тема: «Лексические игры и упражнения». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 49-51. Занятие № 30. Тема: «Повторение стихотворения С. Я. Маршака «Тает месяц молодой». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 51-52. 09.01.2025 Занятие № 31. Тема: «Игра «Планеты общаются». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 52-53. 13.01.2025 Занятие № 32. Тема: «Новогодние встречи». «Творческие рассказы детей». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 54. 16.01.2025 20.01.2025 23.01.2025 27.01.2025 Занятие № 33. Тема: «Произведения Н. Носова». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 54. Занятие № 34. Тема: «Творческие рассказы детей». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 55. Занятие № 35. Тема: «Здравствуй, гость-зима!» В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 55-56. Занятие № 36. Тема: «Лексические игры и упражнения». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 56-57. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Занятие № 37. Тема: «Чтение сказки С. Я. 7 30.01.2025 03.02.2025 06.02.2025 10.02.2025 13.02.2025 17.02.2025 20.02.2025 27.02.2025 03.03.2025 06.03.2025 Маршака «Двенадцать месяцев». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 57-58. Занятие № 38. Тема: «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 58 Занятие № 39. Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 58-59. Занятие № 40. Тема: «Работа по сюжетной картине». ИКТ «Картины к освобождению Ростова на Дону и Мясниковского района от немецко -фашистских захватчиков. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 59-60. 1 час 1 час 1 час 1 час Занятие № 40. Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей –разбойник». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 60-61; Занятие № 41. Тема: «Лексические игры и упражнения». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 61-62. Занятие № 42. Тема: «Пересказ Биянки «Музыкант». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. Занятие № 43. Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 64-65 Занятие № 44. Тема: «Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 63-64; стр.100-102. Занятие № 45. Тема: «Чтение сказки В.Даля «Старик-годовик». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 65-66. стр.84. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 8 13.03.2025 Занятие № 46. Тема: «Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «Ночь и день». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 66-67. 1 час 17.03.2025 Занятие № 47. Тема: «Лексические игры и упражнения». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 67-68. 31.03.2025 Занятие № 48. Тема: «Весна идет, весне дорогу!». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 68-70. 1 час 03.04.2025 Занятие № 49. Тема: «Лохматые и крылатые !». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. 1 час 07.04.2025 Занятие № 50. Тема: Чтение былины «Сладко». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. 1 час 1 час 10.04.2025 Занятие № 51. Тема: «Чтение сказки «Снегурочка». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 71. 1час 14.04.2025 Занятие № 52. Тема: «Лексико-грамматические упражнения». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 71-72. 1час 17.04.2025 Занятие № 53. Тема: Чтение рассказов о Великой Отечественной Войне. 1час 21.04.2025 Занятие № 54. Тема: Сочиняем сказку про «Золушку». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 24.04.2025 28.04.2025 Занятие № 55. Тема: «Заучивание стихотворения З. Александровой «РОДИНА» В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 76-78. Занятие № 56. Тема: Рассказы по картинкам В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». 1час 1час 1час 9 Подготовительная к школе группа. 05.05.2025 Занятие № 57. Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 78-79. 08.05.2025 Занятие № 58. Тема: «Весенние стихи». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 79. 15.05.2025 19.05.2025 Занятие № 59. Тема: «Лексико-грамматические упражнения». В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Подготовительная к школе группа. стр. 80-81. 22.05.2025 Мониторинг 26.05.2025 29.05.2025 Диагностика Всего часов: 1 час 1час 2 часа 1 час 2 часа 50 Список литературы Методические пособия: В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2016. ОП МБДОУ детского сада № 14 «Аленушка» ФОП. 10