Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка»
Протокол заседания
Педагогического совета МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
от 30.08.2024г. г. № 1
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
____________Е.Х. Бабасинян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Развитию Речи
для детей 6-7 лет (подготовительная группа № 1)
Автор В.В. Гербова
Автор-составитель:
А.А. Хаспекян
Ростовская область
с.Чалтырь
Пояснительная записка
Направленность программы – речевое развитие
Нормативные основания разработки Рабочей программы
Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии
с:
Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред.
от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации"
ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»; Порядок разработки и
утверждения федеральных основных общеобразовательных программ,
утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809),
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28.
ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21
января .2019 г. № 31,Федеральная образовательная программа дошкольного
образования (далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028.
Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка».
ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка».
Содержание образовательной деятельности.
Формирование словаря
педагог формирует у детей умения подбирать точные слова для выражения
мысли; выполнять операцию классификации - деления освоенных понятий на
группы на основе выявленных признаков, использовать в речи средства языковой выразительности: антонимы, синонимы, многозначные слова, метафоры, олицетворения.
Звуковая культура речи:
педагог способствует автоматизации и дифференциации сложных для
произношения звуков в речи;
проводит работу по исправлению имеющихся нарушений в звукопроизношении.
2
Грамматический строй речи:
педагог развивает у детей умения образовывать сложные слова посредством
слияния основ, самостоятельно использовать в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием высказывания,
с помощью игр и упражнений закрепляет умения согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, образовывать по образцу существительные с суффиксами, глаголы с приставками,
сравнительную и превосходную степени имен прилагательных.
Связная речь:
педагог подводит детей к осознанному выбору этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия,
формирует умение использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихотворений, помогает детям осваивать умения
коллективного речевого взаимодействия при выполнении поручений и игровых заданий, употреблять вариативные этикетные формулы эмоционального
взаимодействия с людьми, правила этикета в новых ситуациях.
Педагог использует речевые ситуации и совместную деятельность для
формирования коммуникативно-речевых умений у детей, закрепляет у детей
умение пересказывать литературные произведения по ролям, близко к тексту, от лица литературного героя, передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц, подводит к пониманию и запоминанию авторских средств выразительности, использованию их при пересказе, в собственной речи, умению замечать их в рассказах сверстников;
в описательных рассказах педагог формирует у детей умения передавать
эмоциональное отношение к образам, используя средства языковой выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы, олицетворения; самостоятельно определять логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности;
формирует умение составлять повествовательные рассказы по картине, из
личного и коллективного опыта, по набору игрушек, закрепляет у детей умение строить свой рассказ, соблюдая структуру повествования, составлять
рассказы-контаминации (сочетание описания и повествования; описания и
рассуждения);
педагог развивает у детей способность самостоятельно использовать в
процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительную речь, речьдоказательство, речевое планирование, помогает детям осваивать умения
самостоятельно сочинять разнообразные виды творческих рассказов.
В творческих рассказах закрепляет умение использовать личный и литературный опыт в зависимости от индивидуальных интересов и способностей;
развивает у детей умение внимательно выслушивать рассказы сверстников,
помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки,
доброжелательно и конструктивно исправлять их.
3
Подготовка детей к обучению грамоте:
педагог продолжает формировать у детей интерес к языку, осознанное отношение к языковым явлениям,
помогает освоить звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов;
закрепляет умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику, составлять схемы слова, выделять ударный гласный звука в слове;
определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентироваться на листе,
выполнять графические диктанты; штриховку в разных направлениях, обводку; знать названия букв, читать слоги.
Условия реализации:
Объем программы составляет 65 (академических) часов, занятия проводятся
2 раза в неделю по 30 минут, соответствуют сетке занятий.
Фронтальные логопедические занятия, разрабатываются отдельно учителемлогопедом.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата
Тема занятия
Объём в часах
02.09.2024
Занятие № 1. Тема: «Подготовишки».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 19-20.
1 час
05.09.2024
Занятие № 2. Тема: «Звуковая культура речи»
(проверочное) В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 21-22.
1 час
09.09.2024
Занятие № 3. Тема: «Лексико-грамматические
упражнения». В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 22.
1 час
12.09.2024
Занятие № 4.Тема: пересказ итальянской сказки
«Как осел петь перестал» В.В. Гербова «Развитие
речи в детском саду». Подготовительная к школе
группа
1 час
16.09.2024
Занятие № 5 Тема: «для чего нужны сказки»
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа
Примечание
1 час
4
19.09.2024
Занятие № 6. Тема: «Работа с сюжетной
картиной». В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 25.
1 час
23.09.2024
Занятие № 7. Тема: «Беседа о А.С. Пушкине».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 25-26.
1 час
26.09.2024
Занятие № 8. Тема: «Лексико-грамматические
упражнения». В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 26-27.
1 час
30.09.2024
Занятие № 9. Тема: «Заучивание стихотворения
«А.Фета «Ласточки пропали...»
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 27-28.
03.10.2024
Занятие № 10 Тема: «Звуковая культура речи.
Подготовка к обучению грамоте».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 28-30.
07.10.2024
Занятие № 11 Тема:Чтение сказки Ремизова
«Хлебный голос» В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа.
10.10.2024
Занятие № 12. Тема: «Русские народные сказки».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 30-31.
1 час
14.10.2024
Занятие № 13. Тема: «На лесной поляне». В.В.
Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 33-34.
1 час
17.10.2024
Занятие № 14. Тема: «Небылицы - перевертыши».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 34-35.
1 час
21.10.2024
Занятие № 15. Тема: «Сегодня так светло
кругом».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа.
1 час
1 час
1 час
1 час
5
24.10.2024
Занятие № 16. Тема: «Осенние мотивы». В.В.
Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 36-37.
07.11.2024
Занятие № 17.Тема: «Звуковая культура речи.
Работа над предложением».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 37-38.
11.11.2024
14.11.2024
18.11.2024
21.11.2024
25.11.2024
Занятие № 18. Тема: «Пересказ рассказа В.
Сухомлинского «Яблоко и рассвет». В.В. Гербова
«Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 39-40.
Занятие № 19. Тема: «Лексические игры и
упражнения». В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 40-41.
Занятие № 20. Тема: «Чтение сказки К.
Паустовского «Теплый хлеб».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 41; стр.
89.
Занятие № 21. Тема: «Подводный мир».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 41-42.
Занятие № 22. Тема: «Первый снег. Заучивание
наизусть стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка
из окошка». В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 42-44.
28.11.2024
Занятие № 23. Тема: «Лексические игры».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 44-45.
02.12.2024
Занятие № 24. Тема: «Работа с
иллюстрированными изданиями сказок». В.В.
Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 45-46.
05.12.2024
Занятие № 25. Тема: «Звуковая культура речи".
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 46-47.
09.12.2024
Занятие № 26. Тема: «Чтение рассказа Л. Н.
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
6
Толстого «Прыжок».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 47-48.
День «Героя Отечества». Воспитание
патриотизма.
12.12.2024
16.12.2024
19.12.2024
23.12.2024
26.12.2024
09.01.2025
Занятие № 27. Тема: «Тяпа Топ сварили компот".
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа
Занятие № 28. Тема: «Чтение сказки К.
Ушинского «Слепая лошадь».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 49; стр.
87-89.
Занятие № 29. Тема: «Лексические игры и
упражнения». В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 49-51.
Занятие № 30. Тема: «Повторение стихотворения
С. Я. Маршака «Тает месяц молодой».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 51-52.
Занятие № 31. Тема: «Игра «Планеты общаются».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 52-53.
Занятие № 32. Тема: «Новогодние встречи».
«Творческие рассказы детей».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 54.
13.01.2025
Занятие № 33. Тема: «Произведения Н. Носова».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 54.
16.01.2025
Занятие № 34. Тема: «Творческие рассказы
детей». В.В. Гербова «Развитие речи в детском
саду». Подготовительная к школе группа. стр. 55.
20.01.2025
Занятие № 35. Тема: «Здравствуй, гость-зима!»
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 55-56.
23.01.2025
Занятие № 36. Тема: «Лексические игры и
упражнения». В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 56-57.
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
7
27.01.2025
30.01.2025
03.02.2025
06.02.2025
10.02.2025
13.02.2025
17.02.2025
20.02.2025
03.03.2025
27.02.2025
Занятие № 37. Тема: «Чтение сказки С. Я.
Маршака «Двенадцать месяцев».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 57-58.
Занятие № 38. Тема: «Чтение русской народной
сказки «Никита Кожемяка». В.В. Гербова
«Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 58
Занятие № 39. Тема: «Звуковая культура речи.
Подготовка к обучению грамоте».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 58-59.
Занятие № 40. Тема: «Работа по сюжетной
картине». ИКТ «Картины к освобождению
Ростова на Дону и Мясниковского района от
немецко -фашистских захватчиков.
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 59-60.
Занятие № 40. Тема: «Чтение былины «Илья
Муромец и Соловей –разбойник».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 60-61;
Занятие № 41. Тема: «Лексические игры и
упражнения». В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 61-62.
Занятие № 42. Тема: «Пересказ Биянки
«Музыкант». В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа.
Занятие № 43. Тема: «Звуковая культура речи.
Подготовка к обучению грамоте».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 64-65
Занятие № 44. Тема: «Чтение былины «Алеша
Попович и Тугарин Змеевич». В.В. Гербова
«Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 63-64;
стр.100-102.
Занятие № 45. Тема: «Чтение сказки В.Даля
«Старик-годовик». В.В. Гербова «Развитие речи в
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
8
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 65-66. стр.84.
03.03.2025
Занятие № 46. Тема: «Заучивание стихотворения
П. Соловьёвой «Ночь и день».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 66-67.
1 час
06.03.2025
Занятие № 47. Тема: «Лексические игры и
упражнения». В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 67-68.
13.03.2025
Занятие № 48. Тема: «Весна идет, весне дорогу!».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 68-70.
1 час
17.03.2025
Занятие № 49. Тема: «Лохматые и крылатые !».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа.
1 час
20.03.2025
Занятие № 50. Тема: Чтение былины «Сладко».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа.
31.03.2025
Занятие № 51. Тема: «Чтение сказки
«Снегурочка». В.В. Гербова «Развитие речи в
детском саду». Подготовительная к школе
группа. стр. 71.
03.04.2025
Занятие № 52. Тема: «Лексико-грамматические
упражнения».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 71-72.
07.04.2025
Занятие № 53. Тема: Чтение рассказов о Великой
Отечественной Войне.
10.04.2025
Занятие № 54. Тема: Сочиняем сказку про
«Золушку».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр.
14.04.2025
Занятие № 55. Тема: «Заучивание стихотворения
З. Александровой «РОДИНА» В.В. Гербова
«Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 76-78.
1 час
1 час
1 час
1час
1час
1час
1час
9
17.04.2025
Занятие № 56. Тема: Рассказы по картинкам
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа.
21.04.2025
Занятие № 57. Тема: «Звуковая культура речи.
Подготовка к обучению грамоте.
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 78-79.
28.04.2025
05.05.2025
Занятие № 58. Тема: «Весенние стихи». В.В.
Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 79.
08.05.2025
15.05.2025
Занятие № 59. Тема: «Лексико-грамматические
упражнения».
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду».
Подготовительная к школе группа. стр. 80-81.
1час
1час
2 часа
2часа
19.05.2025
22.05.2025
Мониторинг
2 часа
26.05.2025
29.05.2025
Диагностика
2 часа
Всего
часов:
65
Список литературы
Методические пособия:
В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. —
М.: Мозаика-Синтез, 2016.
ОП МБДОУ детского сада № 14 «Аленушка» ФОП.
10