Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка» Протокол заседания Педагогического совета МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» от 30.08.2024г. г. № 1 «Утверждаю» Заведующий МБДОУ детского сада №14 «Аленушка» __________________ Е.Х.Бабасинян Рабочая программа по Рисованию (Т.С. Комарова) (дети 5-6 лет, старшая группа) Автор-составитель: С.С. Чувараян Ростовская область с.Чалтырь Пояснительная записка Направленность программы – Художественно-эстетическое развитие ( рисование) Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с: Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации" ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809), СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31, Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» Изобразительная деятельность. Рисование: Педагог продолжает развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Выявляет задатки у детей и развивает на их основе художественно- творческие способности в продуктивных видах детской деятельности. Педагог обогащает сенсорный опыт детей; закрепляет знания об основных формах предметов и объектов природы. Развивает у детей эстетическое восприятие, учит созерцать красоту окружающего мира. Развивает у детей способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени). В процессе восприятия предметов и явлений развивает у детей мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщения. Развивает у детей чувство формы, цвета, пропорций, учит передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет), характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга. Педагог продолжает совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения изображений. Предметное рисование: педагог продолжает совершенствовать у детей умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращает внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждает их передавать эти отличия в рисунках. Учит передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращает внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день - наклоняться и так далее). Учит детей передавать движения фигур. Способствует у детей овладению композиционным умениям: учит располагать предмет на листе с учётом его пропорций (если предмет вытянут в высоту, располагать его на листе по вертикали; если он вытянут в ширину, например, не очень высокий, но длинный дом, располагать его по горизонтали). Закрепляет у детей способы и приемы рисования различными изобразительными материалами (цветные карандаши, гуашь, акварель, цветные мелки, пастель, сангина, угольный карандаш, фломастеры, разнообразные кисти и тому подобное). Вырабатывает у детей навыки рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом на него, чтобы при последующем закрашивании изображения не оставалось жестких, грубых линий, пачкающих рисунок. Педагог учит детей рисовать акварелью в соответствии с её спецификой (прозрачностью и легкостью цвета, плавностью перехода одного цвета в другой). Учит рисовать кистью разными способами: широкие линии - всем ворсом, тонкие - концом кисти; наносить мазки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге, рисовать концом кисти мелкие пятнышки. Педагог закрепляет знания детей об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый), развивать чувство цвета. Учит детей смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью). При рисовании карандашами учит передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш. В карандашном исполнении дети могут, регулируя нажим, передать до трех оттенков цвета. Сюжетное рисование: педагог учит детей создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни и на темы литературных произведе- ний («Кого встретил Колобок», «Два жадных медвежонка», «Где обедал воробей?» и другие). Развивает у детей композиционные умения, учит располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу. Обращает внимание детей на соотношение по величине разных предметов в сюжете (дома большие, деревья высокие и низкие; люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Педагог учит располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и тому подобное). Декоративное рисование: педагог продолжает знакомить детей с изделиями народных промыслов, закрепляет и углубляет знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагает создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомит с её цветовым строем и элементами композиции, поощряет детей за разнообразие используемых элементов. Продолжает знакомить детей с городецкой росписью, её цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учит использовать для украшения оживки. Продолжает знакомить детей с росписью Полхов-Майдана. Педагог включает городецкую и полховмайданскую роспись в творческую работу детей, помогает осваивать специфику этих видов росписи. Знакомит детей с региональным (местным) декоративным искусством. Учит детей составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомит с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки). Педагог учит создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и другое). Для развития творчества в декоративной деятельности, педагог учит детей использовать декоративные ткани, предоставляя детям бумагу в форме одежды и головных уборов (кокошник, платок, свитер и другое), предметов быта (салфетка, полотенце), учит ритмично располагать узор. Педагог предлагает детям расписывать бумажные силуэты и объемные фигуры. Условия реализации: Объем программы составляет 36 (академических) часа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Дата Тема занятия Объём в часах 04.09.2024 Тема 1"Знакомство с акварелью" стр.31. 1 час 11.09.2024 Тема 2"Укрась платочек ромашками". стр.33-34. 1 час 18.09.2024 Тема 3"Чебурашка" стр.34-35. 1 час 25.09.2024 Тема 4"Осенний лес". стр.36-37. 1 час 02.10.2024 Тема 5 "Весёлые игрушки" стр.39 1 час 09.10.2024 Тема 6"Знакомство с городецкойросписью" Т.С. Комарова стр.43-44. 1 час 16.10.2024 Тема 7"Городецкая роспись" стр.44-45. 1 час 23.10.2024 Тема 8"Создание дидактической игры "Что нам осень принесла" стр.45-46. 1 час Тема 9 "Автобус, украшенный флажками, едет по улице" Т.С. Комарова стр.52 1 ас 13.11.2024 Тема 10 "Закладка для книги" ("Городецкий цветок"). стр.50-51. 1 час 20.11.2024 Тема 11"Грузовая машина". стр.52-53. 1 час 27.11.2024 Тема 12 "Рисование по замыслу». Стр. 55. 1 час 04.12.2024 Тема 13 "Большие и маленькие ели". стр.57-58. 1 час 11.12. 2024 Тема 14 Декоративное рисование "Городецкая роспись деревянной доски". стр.59 1 час 18.12.2024 25.12.2025 Тема 15 "Снежинка" . стр.61 2 часа 15.01.2025 Тема 16"Городецкая роспись" стр.67-68. 1 час 22.01.2025 Тема 17"Машины нашего села." стр.69-70 1 час 29.01.2025 Тема 18"По мотивам городецкой росписи" стр.71-72. 1 час 05.02.2025 Тема 19 "Красивое развесистое дерево зимой" стр.73-74 1 час 12.02.2025 Тема 20"Солдат на посту" стр.76 1 час 19.02.2025 Тема 21"Золотая хохлома" стр.78-79. 1 час 26.02.2025 Тема 22. «Домики трех поросят». стр. 80-81. 1 час 06.11.2024 05.03.2025 Тема 23 "Дети делают зарядку" стр.82-83. 1 час 12.03.2025 Тема 24 "Роспись кувшинчиков" стр.84-85. 1 час 19.03.2025 26.03.2025 Тема 25 Рисование с элементами аппликации «Панно "Красивые цветы" стр.85 2 часа 02.04.2025 Тема 26 Рисование по замыслу. стр.88-89. 1 час 09.04.2025 Тема 27 "Нарисуй, какой хочешь узор" стр.90 1 час 16.04.2025 Тема 28 "Роспись петуха" стр.94-95. 1 час 23.04.2025 30.04.2025 Тема 29"Гжельские узоры". стр.99. 2 часа 07.05.2025 Тема 30 "Дети танцуют на празднике в детском саду" стр.100 1 час 14.05.2025 Тема 31 «Роспись силуэтов гжельской посуды». Стр. 103. 1 час Тема 32 "Цветут сады». Стр. 104. 1 час Тема 33 «Бабочки летают над лугом». Стр. 105-106. 1 час 21.05.2025 28.05.2025 Всего часов Список литературы. 36 Методические пособия: Т.С. Комарова. «Изобразительная деятельность в детском саду» Старшая группа. — М.: Мозаика- Синтез, 2016. ОП МБДОУ детского сада № 14 «Аленушка». ФОП.