Развитие речи старшая группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка»
Протокол заседания
Педагогического совета МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
от 30.08.2024г. г. № 1

Утверждаю
Заведующий МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
____________Е.Х. Бабасинян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Развитию Речи
для детей 5-6 лет (старшая группа ) автор В.В. Гербова

Автор-составитель:
С.С. Чувараян

Ростовская область
с.Чалтырь

Пояснительная записка
Направленность программы – речевое развитие
Нормативные основания разработки Рабочей программы
Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии
с:
 Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации"
 ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
 Порядок разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных
программ,
утверждённым
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809),
 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28
 ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с
изменением, внесенным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31,
 Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028
 Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
 ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
От 5 лет до 6 лет.
2.Содержание образовательной деятельности - речевое развитие.
2.1.Формирование словаря:
педагог осуществляет обогащение словаря за счет расширения
представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и
характерах людей; за счет слов, обозначающих: названия профессий,
учреждений, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в
работе, трудовые действия и качество их выполнения; личностные
характеристики человека, его состояния и настроения, внутренние
переживания; социально-нравственные категории, оттенки цвета, тонкое

дифференцирование формы, размера и других признаков объекта; названия
обследовательских действий, необходимых для выявления качеств и свойств
предметов.
Педагог закрепляет у детей умение обобщать предметы: объединять их в
группы по существенным признакам.
2.2.Звуковая культура речи:
педагог развивает у детей звуковую и интонационную культуру речи,
фонематический слух,
способствует освоению правильного произношения сонорных звуков ([л],
[л'], [р], [р']); упражняет в чистом звукопроизношении в процессе
повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов;
формирует умение использовать средства интонационной выразительности
при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе
общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра
голоса в зависимости от содержания).
2.3.Грамматический строй речи:
педагог формирует у детей умение грамматически правильно использовать в
речи:
несклоняемые
существительные,
слова,
имеющие
только
множественное или только единственное число, глаголы «одеть» и «надеть»,
существительные множественного числа в родительном падеже;
образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками.
2.4.Связная речь:
педагог способствует развитию у детей монологической речи,
формирует умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи
сверстников,
обогащает представления детей о правилах речевого этикета,
развивает умение соблюдать этику общения в условиях коллективного
взаимодействия,
поддерживает интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе,
поощряет использование в диалоге разных типов реплик;
педагог помогает детям осваивать этикет телефонного разговора, столового,
гостевого этикета, этикет взаимодействия в общественных местах;
использовать невербальные средства общения (мимика, жесты, позы);
принятые нормы вежливого речевого общения; участвовать в коллективных
разговорах, использовать разные виды деятельности и речевые ситуации для
развития диалогической речи;
педагог формирует у детей умения самостоятельно строить игровые и
деловые диалоги; пересказывать литературные произведения по ролям, по
частям, правильно передавая идею и содержание, пользоваться прямой и
косвенной речью;

с помощью педагога определять и воспроизводить логику описательного
рассказа; в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях
природы использовать прилагательные и наречия;
сочинять сюжетные рассказы по картине, из личного опыта; с помощью
педагога строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования; в
повествовании отражать типичные особенности жанра сказки или рассказа;
педагог развивает у детей речевое творчество, формирует интерес к
самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих
рассказов: придумывание продолжения и окончания к рассказу, рассказы по
аналогии, рассказы по плану педагога, по модели.
Педагог закрепляет у детей умение внимательно выслушивать рассказы
сверстников, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их;
использовать элементы речи - доказательства при отгадывании загадок, в
процессе совместных игр, в повседневном общении, помогает детям
осваивать умения находить в текстах литературных произведений сравнения,
эпитеты; использовать их при сочинении загадок, сказок, рассказов.
2.5.Подготовка детей к обучению грамоте:
педагог помогает детям осваивать представления о существовании разных
языков, термины «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук» и
«согласный звук»,
проводить звуковой анализ слова, делить на слоги двух-трехслоговые слова;
осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно
выделять звуки в слове,
различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость
согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять
предложения по живой модели; определять количество и последовательность
слов в предложении.
Педагог развивает мелкую моторику кистей рук детей с помощью
раскрашивания, штриховки, мелких мозаик.
Условия реализации:
Объем программы составляет 70 (академических) часа, занятия проводятся 2
раза в неделю по 25 минут.
Образовательная деятельность по речевому развитию с детьми старшей
группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с сеткой
занятий. В середине непосредственно образовательной деятельности
проводятся физкультурные минутки.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата

03.09.2024

Формы работы

Занятие 1 Мы – воспитанники старшей группы

Объём в часах

1ч

06.09.2024

Занятие 2 Рассказывание русской народной сказки «Заяцхвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»

10.09.2024

Занятие 3 Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

13.09.2024

Занятие 4 Звуковая культура речи: дифференциация
звуков з – с

17.09.2024

Занятие 5 Обучение рассказыванию: составление
рассказов на тему «Осень наступила». Чтение
стихотворений о ранней осени

20.09.2024

Занятие 6 Заучивание стихотворения И. Белоусова
«Осень»

1ч

24.09.2024

Занятие 7 Рассматривание сюжетной картины «Осенний
день» и составление рассказов по ней

1ч

27.09.2024

Занятие 8 Веселые рассказы Н. Носова

01.10.2024

Занятие 9 Лексические упражнения. Чтение
стихотворения С. Маршака «Пудель»

04.10.2024

Занятие 10 Учимся вежливости

08.10.2024

Занятие 11 Обучение рассказыванию: описание кукол

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч
1ч

11.10.2024

15.10.2024

Занятие 12 Звуковая культура речи: дифференциация
звуков с – ц

1ч

Занятие 13 Рассматривание картины «Ежи» и составление
рассказа по ней

18.10.2024

Занятие 14 Лексико-грамматические упражнения. Чтение
сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

1ч

22.10.2024

Занятие 15 Учимся быть вежливыми. Заучивание
стихотворения Р. Сефа «Совет»

1ч

1ч
25.10.2024

05.11.2024

Занятие 16 Литературный калейдоскоп

Занятие 17 Чтение стихов о поздней осени.
Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

1ч

1ч
08.11.2024

Занятие 18 Рассказывание по картине
1ч

12.11.2024

15.11.2024

Занятие 19 Чтение русской народной сказки
«Хаврошечка»

Занятие 20 Звуковая культура речи: работа со звуками ж –
ш

1ч

1ч
19.11.2024

Занятие 21 Обучение рассказыванию
1ч

22.11.2024

Занятие 22 Завершение работы над сказкой «Айога»
1ч

26.11.2024

Занятие 23 Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил
человечков»

29.11.2024

Занятие 24 Пересказ рассказа В. Бианки «Купание
медвежат»

1ч

03.12.2024

Занятие 25 Чтение стихотворений о зиме

1ч

06.12.2024

Занятие 26 Дидактические упражнения: «Хоккей»,
«Кафе»

1ч

10.12.2024

Занятие 28 Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка
бычка обидела»

1ч

1ч

13.12.2024

Занятие 29 Звуковая культура речи: дифференциация
звуков с – ш

17.12.2024

Занятие 30 Чтение сказки П. Бажова «Серебряное
копытце»

1ч

20.12.2024

Занятие 31 Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает
месяц молодой»

1ч

24.12.2024

Занятие 32 Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное
копытце».

1ч

27.12.2024

Занятие 33 Дидактические игры со словами

1ч

10.01.2025

Занятие 34 Беседа на тему: «Я мечтал…» Дидактическая
игра «Подбери рифму»

1ч

14.01.2025

Занятие 35 Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда
Мороза»

1ч

27.01.2025

Занятие 36 Обучение рассказыванию

1ч

21.01.2025

Занятие 37 Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы»,
стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»

1ч

24.01.2025

Занятие 38 Звуковая культура речи: дифференциация
звуков з – ж

1ч

28.01.2025

Занятие 39 Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и
Вороненок»

1ч

31.01.2025

Занятие 40 Чтение стихотворений о зиме. Заучивание
стихотворения И. Сурикова «Детство»

1ч

1ч

04.02.2025

Занятие 41 Обучение рассказыванию. Дидактическое
упражнение «Что это?»

07.02.2025

Занятие 42 Беседа на тему «О друзьях и дружбе»

1ч

11.02.2025

Занятие 43 Рассказывание по теме «Моя любимая
игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово»

1ч

14.02.2025

Занятие 44 Чтение русской народной сказки «Царевналягушка»

1ч

18.02.2025

Занятие 45 Звуковая культура речи: дифференциация
звуков ч – щ

1ч

21.02.2025

Занятие 46 Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж»

1ч

25.02.2025

Занятие 47 Чтение стихотворения Ю. Владимирова
«Чудаки»

1ч

28.02.2025

Занятие 48 Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

1ч

04.03.2025

Занятие 49 Беседа на тему «Наши мамы». Чтение
стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А.
Барто «Перед сном»

1ч

07.03.2025

Занятие 50 Составление рассказа по картинкам «Купили
щенка»

1ч

11.03.2025

Занятие 51 Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про
пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение»

1ч
1ч

14.03.2025

Занятие 52 Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева
«Про пингвинов»

18.03.2025

Занятие 53 Чтение рассказа В. Драгунского «Друг
детства»

21.03.2025

Занятие 54 Звуковая культура речи: дифференциация
звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный
Ба-бах»

1ч

01.04.2025

Занятие 55 Чтение сказки «Сивка-Бурка»

1ч

04.04.2025

Занятие 56 Звуковая культура речи: дифференциация
звуков л – р

1ч

08.04.2025

Занятие 57 Чтение стихотворений о весне. Дидактическая
игра «Угадай слово»

1ч

11.04.2025

Занятие 58 Повторение программных стихотворений.
Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи
мне, реченька лесная…»

1ч

15.04.2025

Занятие 59 Пересказ «загадочных историй» (по Н.
Сладкову)

18.04.2025

Занятие 60 Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»

1ч

22.04.2025

Занятие 61 Дидактические игры со словами. Чтение
небылиц

1ч

25.04.2025

Занятие 62 Чтение сказки В. Катаева «Цветиксемицветик»

1ч

29.04.2025

Занятие 63 Литературный калейдоскоп

1ч

1ч

1ч

06.05.2025

Занятие 64 Обучение рассказыванию по картинкам

1ч

13.05.2025

Занятие 65 Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз,
наискосок». Лексические упражнения

1ч

16.04.2025

Занятие 66 Лексические упражнения Цель. Проверить,
насколько богат словарный запас детей.

1ч

20.04.2025

Занятие 67 Чтение русской народной сказки «Финист –
Ясный сокол»

1ч

23.05.2025

Занятие 68 Звуковая культура речи (проверочное)

1ч

27.05.2025
30.05.2025

Занятие 69 Лексические упражнения (проверочное)
Занятие 70 Итоговое диагностическое занятие

2ч

70
Всего часов:

Список литературы
Методические пособия:
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа — М.: Мозаика-Синтез,
Москва 2016.
ОП МБДОУ детского сада № 14 «Аленушка».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».