Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка» Протокол заседания Педагогического совета МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» от 30.08.2024г. г. № 1 Утверждаю Заведующий МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ____________Е.Х. Бабасинян РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По ознакомлению с предметным и социальным окружением; ознакомление с природой. для детей 5-6 лет (старшая группа) автор О.В. Дыбина; О.А.Соломенникова Автор-составитель: С.С. Чувараян Ростовская область с. Чалтырь Пояснительная записка Направленность программы – познавательно-исследовательское развитие ( ознакомление с предметным и социальным окружением), ознакомление с природой. Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с: Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации" ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809), СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31, Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» Окружающий мир: педагог расширяет первичные представления о малой родине и Отечестве, о населенном пункте, его истории, его особенностях (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях). Закрепляет представления о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений — магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Развивает познавательный интерес к родной стране, к освоению представлений о её столице, государственном флаге и гербе, о государственных праздниках России, памятных исторических событиях, героях Отечества. Формирует представления о многообразии стран и народов мира; педагог формирует у детей понимание многообразия людей разных национальностей - особенностей их внешнего вида, одежды, традиций; развивает интерес к сказкам, песням, играм разных народов; расширяет представления о других странах и народах мира, понимание, что в других странах есть свои достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы. Природа: педагог формирует представления о многообразии объектов животного и растительного мира, их сходстве и различии во внешнем виде и образе жизни поведении в разные сезоны года; совершенствует умения сравнивать, выделять признаки, группировать объекты живой природы по их особенностям, месту обитания, образу жизни, питанию; направляет внимание детей на наличие потребностей у животных и растений (свет, тепло, вода, воздух, питание); создает ситуации для понимания необходимости ухода за растениями и животными относительно их потребностей; педагог организует целенаправленное экспериментирование и опыты для ознакомления детей со свойствами объектов неживой природы, расширяя представления об объектах неживой природы, как среде обитания животных и растений (вода, почва, воздух, горы). Уточняет представления о признаках разных времен года (погодные изменения, состояние деревьев, покров, изменений в жизни человека, животных и растений); о деятельности человека в разные сезоны года (выращивание растений, сбор урожая, народные праздники и развлечения и другое); способствует усвоению детьми правил поведения в природе, формируя понимание ценности живого, воспитывает желание защитить и сохранить живую природу. Условия реализации: Объем программы составляет 31 (академических) час, занятия проводятся через неделю по 25 минут, согласно сетке занятий. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Дата 02.09.2024 09.09.2024 16.09.2024 23.09.2024 Тема занятия Занятие № 1.Тема:« Предметы, облегчающие труд человека в быту». О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа стр.20-22. Занятие № 2. Тема: «Правила безопасного поведения на улицах». Раздел «Безопасность на дорогах и улицах». К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников». Стр. 40-41. Занятие № 3. Тема: «О правилах поведения в транспорте». К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников». стр. 4546. Занятие № 4. Тема: «Моя семья». О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа стр.22-23. 30.09.2025 Занятие № 5. Тема: «Во саду ли, в огороде». О.А. Соломенникова «ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа. Стр. 36-37. 07.10.2024 Занятие № 6. Тема: «Что предмет расскажет о себе». О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Старшая группа, стр.24-25. 14.10.2024 Занятие № 7. Тема: «Берегите животных». О.А. Соломенникова «ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа. Стр. 41-42. Объём в часах 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 21.10.2024 Занятие № 8. Тема: «Если ребенок потерялся». К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников». стр. 16-18. 11.11.2024 Занятие № 9. Тема: «Коллекционер бумаги». О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа стр.27-28. 18.11.2024 25.11.2024 02.12.2024 Занятие № 10. Тема: «Детский сад». О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Старшая группа стр.28-31. Занятие № 11. Тема: «Наряд куклы Тани». О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Старшая группа стр.31-32. Занятие № 12. Тема: «О правилах пожарной безопасности». К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников». стр.18-25. Наглядный материал. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 09.12.2024 Занятие № 13. Тема: «Игры во дворе». О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Старшая группа стр.32-34. 16.12.2024 23.12.2024 13.01.2025 Занятие № 14. Тема: «Покормим птиц». О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа. Стр. 36-37. Занятие № 15. Тема: «Зимние явления в природе». О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа. Стр. 57-59. Занятие № 16. Тема: «Автомобили специального назначения: «Скорая помощь», «Автомобиль МЧС- 1 час 1 час 1 час 1 час Пожарная»; «Полиция». Наглядный материал. 20.01.2025 27.01.2025 03.02.2025 10.02.2025 17.02.2025 03.03.2025 17.03.2025 31.03.2025 Занятие № 17. Тема: «В мире металла». О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Старшая группа. стр.34-35. 1 час Занятие № 18. Тема:«Как животные помогают человеку». О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа. Стр. 55-57. 1 час Занятие № 19. Тема: «Песня колокольчика». О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Старшая группа стр.37-38. 1 час Занятие № 20. Тема: «Российская армия». ». О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Старшая группа стр.38-41. Занятие № 21. Тема: «Бережем свое здоровье, или Правила доктора Неболейко». «О правильном питании и пользе витаминов». К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников». Стр.33-37. Занятие № 22. Тема:«Путешествие в прошлое лампочки». О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» старшая группа. стр.41-42. Занятие № 23. Тема: «Водные ресурсы Земли». О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа. Стр. 69-71. Занятие № 24. Тема: «Поведение ребенка на детской площадке». К.Ю. Белая 1 час 1 час 1 час 1 час «Формирование основ безопасности у дошкольников». стр.26-28. 07.04.2025 14.04.2025 21.04.2025 28.04. 2025 05.05.2025 19.05.2025 26.05.2025 Всего часов: 1 час Занятие № 25. Тема: «Россия – огромная страна. Донской край, сердцу мил. Малая Родина-село Чалтырь». О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Старшая группа. стр.46-48. (Экскурсия в библиотеку). 1 час Занятие № 26. Тема: «Леса и луга нашей родины».О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа. Стр.71-72. 1 час Занятие № 27. Тема: «Путешествие в прошлое пылесоса». О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Старшая группа. стр.45-46. 1 час Занятие № 28. Тема:«Весенняя страда». О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа. Стр.73-74. 1 час Занятие № 29. Тема: «Путешествие в прошлое телефона». О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Старшая группа. стр.49. 1 час Занятие № 30. Тема: «Природный материал-песок, глина, камни». О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа. Стр.74-77. 1 час Мониторинг 1 час 31 час Список литературы Методические пособия: О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая — М.: Мозаика-Синтез, 2016. К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности». М.: Мозаика-Синтез, 2017. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа. М. Мозаика-Синтез 2015 ОП МБДОУ детского сада № 14 «Аленушка».