Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка»
Протокол заседания
Педагогического совета МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
от 30.08.2024г. г. № 1
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
____________Е.Х. Бабасинян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ознакомлению с предметным и социальным окружением;
ознакомление с природой.
для детей 5-6 лет (старшая группа)
автор О.В. Дыбина; О.А.Соломенникова
Автор-составитель:
С.С. Чувараян
Ростовская область
с. Чалтырь
Пояснительная записка
Направленность программы – познавательно-исследовательское развитие
( ознакомление с предметным и социальным окружением), ознакомление с
природой.
Нормативные основания разработки Рабочей программы
Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии
с:
Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации"
ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядок разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных
программ,
утверждённым
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809),
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28
ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с
изменением, внесенным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31,
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028
Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
Окружающий мир:
педагог расширяет первичные представления о малой родине и
Отечестве, о населенном пункте, его истории, его особенностях
(местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях).
Закрепляет представления о названии ближайших улиц, назначении
некоторых общественных учреждений — магазинов, поликлиники,
больниц, кинотеатров, кафе.
Развивает познавательный интерес к родной стране, к освоению
представлений о её столице, государственном флаге и гербе, о
государственных праздниках России, памятных исторических
событиях, героях Отечества.
Формирует представления о многообразии стран и народов мира;
педагог формирует у детей понимание многообразия людей разных
национальностей - особенностей их внешнего вида, одежды, традиций;
развивает интерес к сказкам, песням, играм разных народов; расширяет
представления о других странах и народах мира, понимание, что в
других странах есть свои достопримечательности, традиции, свои
флаги и гербы.
Природа:
педагог формирует представления о многообразии объектов животного
и растительного мира, их сходстве и различии во внешнем виде и
образе жизни поведении в разные сезоны года;
совершенствует умения сравнивать, выделять признаки, группировать
объекты живой природы по их особенностям, месту обитания, образу
жизни, питанию; направляет внимание детей на наличие потребностей
у животных и растений (свет, тепло, вода, воздух, питание);
создает ситуации для понимания необходимости ухода за растениями и
животными относительно их потребностей;
педагог организует целенаправленное экспериментирование и опыты
для ознакомления детей со свойствами объектов неживой природы,
расширяя представления об объектах неживой природы, как среде
обитания животных и растений (вода, почва, воздух, горы).
Уточняет представления о признаках разных времен года (погодные
изменения, состояние деревьев, покров, изменений в жизни человека,
животных и растений); о деятельности человека в разные сезоны года
(выращивание растений, сбор урожая, народные праздники и
развлечения и другое);
способствует усвоению детьми правил поведения в природе, формируя
понимание ценности живого, воспитывает желание защитить и
сохранить живую природу.
Условия реализации:
Объем программы составляет 31 (академических) час, занятия проводятся
через неделю по 25 минут, согласно сетке занятий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата
02.09.2024
09.09.2024
16.09.2024
23.09.2024
Тема занятия
Занятие № 1.Тема:« Предметы,
облегчающие труд человека в быту».
О.В.Дыбина «Ознакомление с
предметным и социальным окружением»
старшая группа стр.20-22.
Занятие № 2. Тема: «Правила безопасного
поведения на улицах». Раздел «Безопасность
на дорогах и улицах». К.Ю. Белая
«Формирование основ безопасности у
дошкольников». Стр. 40-41.
Занятие № 3. Тема: «О правилах
поведения в транспорте».
К.Ю. Белая «Формирование основ
безопасности у дошкольников». стр. 4546.
Занятие № 4. Тема: «Моя семья». О.В.
Дыбина «Ознакомление с предметным и
социальным окружением» старшая
группа стр.22-23.
30.09.2025
Занятие № 5. Тема: «Во саду ли, в
огороде». О.А. Соломенникова
«ознакомление с природой в детском
саду». Старшая группа. Стр. 36-37.
07.10.2024
Занятие № 6. Тема: «Что предмет
расскажет о себе». О.В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и
социальным окружением». Старшая
группа, стр.24-25.
14.10.2024
Занятие № 7. Тема: «Берегите
животных». О.А. Соломенникова
«ознакомление с природой в детском
саду». Старшая группа. Стр. 41-42.
Объём в часах
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
21.10.2024
Занятие № 8. Тема: «Если ребенок
потерялся». К.Ю. Белая «Формирование
основ безопасности у дошкольников».
стр. 16-18.
11.11.2024
Занятие № 9. Тема: «Коллекционер
бумаги». О.В. Дыбина «Ознакомление с
предметным и социальным окружением»
старшая группа стр.27-28.
18.11.2024
25.11.2024
02.12.2024
Занятие № 10. Тема: «Детский сад». О.В.
Дыбина «Ознакомление с предметным и
социальным окружением». Старшая
группа стр.28-31.
Занятие № 11. Тема: «Наряд куклы
Тани». О.В. Дыбина «Ознакомление с
предметным и социальным окружением».
Старшая группа стр.31-32.
Занятие № 12. Тема: «О правилах
пожарной безопасности». К.Ю. Белая
«Формирование основ безопасности у
дошкольников». стр.18-25. Наглядный
материал.
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
09.12.2024
Занятие № 13. Тема: «Игры во дворе».
О.В. Дыбина «Ознакомление с
предметным и социальным окружением».
Старшая группа стр.32-34.
16.12.2024
23.12.2024
13.01.2025
Занятие № 14. Тема: «Покормим птиц».
О.А. Соломенникова «Ознакомление с
природой в детском саду». Старшая
группа. Стр. 36-37.
Занятие № 15. Тема: «Зимние явления в
природе». О.А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в детском
саду». Старшая группа. Стр. 57-59.
Занятие № 16. Тема: «Автомобили
специального назначения: «Скорая
помощь», «Автомобиль МЧС-
1 час
1 час
1 час
1 час
Пожарная»; «Полиция». Наглядный
материал.
20.01.2025
27.01.2025
03.02.2025
10.02.2025
17.02.2025
03.03.2025
17.03.2025
31.03.2025
Занятие № 17. Тема: «В мире металла».
О.В. Дыбина «Ознакомление с
предметным и социальным окружением».
Старшая группа. стр.34-35.
1 час
Занятие № 18. Тема:«Как животные
помогают человеку». О.А.
Соломенникова «Ознакомление с
природой в детском саду». Старшая
группа. Стр. 55-57.
1 час
Занятие № 19. Тема: «Песня
колокольчика». О.В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и
социальным окружением». Старшая
группа стр.37-38.
1 час
Занятие № 20. Тема: «Российская армия».
». О.В. Дыбина «Ознакомление с
предметным и социальным окружением».
Старшая группа стр.38-41.
Занятие № 21. Тема: «Бережем свое
здоровье, или Правила доктора
Неболейко». «О правильном питании и
пользе витаминов». К.Ю. Белая
«Формирование основ безопасности у
дошкольников». Стр.33-37.
Занятие № 22. Тема:«Путешествие в
прошлое лампочки». О.В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и
социальным окружением» старшая
группа. стр.41-42.
Занятие № 23. Тема: «Водные ресурсы
Земли». О.А. Соломенникова
«Ознакомление с природой в детском
саду». Старшая группа. Стр. 69-71.
Занятие № 24. Тема: «Поведение ребенка
на детской площадке». К.Ю. Белая
1 час
1 час
1 час
1 час
«Формирование основ безопасности у
дошкольников». стр.26-28.
07.04.2025
14.04.2025
21.04.2025
28.04. 2025
05.05.2025
19.05.2025
26.05.2025
Всего часов:
1 час
Занятие № 25. Тема: «Россия – огромная
страна. Донской край, сердцу мил. Малая
Родина-село Чалтырь». О.В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и
социальным окружением». Старшая
группа. стр.46-48. (Экскурсия в
библиотеку).
1 час
Занятие № 26. Тема: «Леса и луга нашей
родины».О.А.Соломенникова
«Ознакомление с природой в детском
саду». Старшая группа. Стр.71-72.
1 час
Занятие № 27. Тема: «Путешествие в
прошлое пылесоса». О.В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и
социальным окружением». Старшая
группа. стр.45-46.
1 час
Занятие № 28. Тема:«Весенняя страда».
О.А. Соломенникова «Ознакомление с
природой в детском саду». Старшая
группа. Стр.73-74.
1 час
Занятие № 29. Тема: «Путешествие в
прошлое телефона». О.В. Дыбина
«Ознакомление с предметным и
социальным окружением». Старшая
группа. стр.49.
1 час
Занятие № 30. Тема: «Природный
материал-песок, глина, камни». О.А.
Соломенникова «Ознакомление с
природой в детском саду». Старшая
группа. Стр.74-77.
1 час
Мониторинг
1 час
31 час
Список литературы
Методические пособия:
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая — М.:
Мозаика-Синтез, 2016.
К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности». М.: Мозаика-Синтез, 2017.
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа. М.
Мозаика-Синтез 2015
ОП МБДОУ детского сада № 14 «Аленушка».