ФЭМП средняя группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка»
Протокол заседания
Педагогического совета МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
от 30.08.2024г. г. № 1

Утверждаю
Заведующий МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
____________Е.Х. Бабасинян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по формированию элементарных математических представлений
для детей 4-5 лет (средняя группа)
автор И.А. Помораева, В.А.Позина.

Автор-составитель:
Л.А. Бабахян

Ростовская область
с. Чалтырь

Пояснительная записка
Направленность программы – познавательное развитие( формирование
элементарных
математических
представлений).Понятие
развитие
математических
способностей
включает
взаимосвязанные
и
взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине,
времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для
формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности,
для которых они необходимы.
Нормативные основания разработки Рабочей программы

Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии
с:
 Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации"
 ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
 Порядок разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных
программ,
утверждённым
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809),
 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28
 ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с
изменением, внесенным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31,
 Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028
 Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
 ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
Направленность: Познавательное развитие.
Вид: ФЭМП
Цель: Формирование элементарных математических представлений, первичных
представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме,
цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
от 4 до 5 лет:

Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может
состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы;
учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе
составления пар предметов (не при- бегая к счету). Вводить в речь детей выражения:
«Здесь много кружков, од- ни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков
больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков
поровну». Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами
счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с
одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем
пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать
две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5.
Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться
количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?»,
«Который по счету?», «На котором месте?».
Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь
один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше,
чем 2, а 2 меньше, чем 3». Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя
к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один
(лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3.
Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2).
Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»). Отсчитывать
предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество
предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4
петушка, принеси 3 зайчика). На основе счета устанавливать равенство (неравенство)
групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном
расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в
пространстве.
Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине,
ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем
непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты
сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше —
ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).
Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире
зеленой, желтый шарфик короче и уже синего). Устанавливать размерные отношения
между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в
определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины.
Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов
(эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще
ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.).
Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате,
треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью
зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов,
устойчивость, подвижность и др.). Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его
с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его
элементы: углы и стороны. Формировать представление о том, что фигуры могут быть
разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник).
Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка —
круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.
Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять пространственные
направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо —
налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе

(передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).
Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а
березка растет далеко).
Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их
характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь).
Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
Принципы реализации рабочей программы :
•
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
•
принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание
программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики);
•
принцип культуросообразности, который обеспечивает учет национальных
ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс
приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;
•
соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя
решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума»
материала);
•
принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются
ключевые качества в развитии дошкольников;
•
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных
областей;
•
принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
•
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности
является игра;
•
варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных
особенностей;
•
принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и
между детским садом и начальной школой.
Формы реализации :
Рабочая программа реализуется в форме непрерывной образовательной деятельности
(занятий). Занятие организуется 1 раз в неделю, 4 раза в месяц.

Условия реализации:
Объем программы составляет 35 (академических) часа, занятия проводятся 1 раз в неделю
по 20 минут.
Образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми средней группы
осуществляется в первой половине дня в соответствии с сеткой занятий. В середине
непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.
от 4 до 5 лет:
Количество и счет. Имеет представление о том, что множество («много») может состоять
из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; сравнивает
части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар
предметов (не прибегая к счету). Использует в речи выражения: «много, больше, меньше,
поровну». Считает до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета:

называет числительные по порядку; соотносит каждое числительное только с одним
предметом пересчитываемой группы. Имеет представления о порядковом счете,
пользуется количественными и порядковыми числительными, отвечает на вопросы
«Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
Имеет представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета. Уравнивает
неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий)
предмет или убирая из большей группы один (лишний). Отсчитывает предметы из
большего количества; выкладывает, приносит определенное количество предметов в
соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5. На основе счета
устанавливает равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в
группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по
размерам, по форме расположения в пространстве.
Величина. Сравнивает два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также
сравнивает два предмета по толщине, путем непосредственного наложения или
приложения их друг к другу; отражает результаты сравнения в речи, используя
прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или
равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине). Сравнивает предметы по двум
признакам величины (длиннее и шире, короче и уже). Устанавливает размерные
отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины,
располагает их в определенной последовательности — в порядке убывания или
нарастания величины. Использует в речи понятия, обозначающие размерные отношения
предметов ( самый высокий, пониже, еще ниже, самый низкий» и т. д.).
Форма. Различает и называет геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар,
куб; выделяет особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательнодвигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и
др.). Различает и называет прямоугольник, его элементы: углы и стороны; сравнивает его
с кругом, квадратом, треугольником. Имеет представление о том, что фигуры могут быть
разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник).
Соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг,
платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др.
Ориентировка в пространстве. Определяет пространственные направления от себя,
двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз).
Обозначает словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол,
справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки). Знаком с
пространственными отношениями: далеко — близко.
Ориентировка во времени. Имеет представления о частях суток, их характерных
особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь). Понимает значение
слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
Организация предметно-пространственной среды (занятия): методическая литература,
дидактический – наглядный материал, рабочие тетради.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата

Тема занятия

Объём в часах

05.09.2024

Тема 1: Контрольно - диагностическое занятие. Закрепление
программы младшей группы в форме Д/И.

1ч

12.09.2024

Тема 2: Занятие № 1. "Путешествие в осенний лес". И.А.
Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных
математических представлений средняя группа стр. 12-13.

1ч

19.09.2024

Тема 3: Занятие № 2. "В гостях у Кролика".
И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных
математических представлений средняя группа стр. 13-14.

1ч

26.09.2024

Тема 4: Занятие № 3 "К нам приехал цирк".
И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных
математических представлений средняя группа стр. 14-15.

1ч

03.10.2024

Тема 5: Занятие № 1 "Необыкновенный зоопарк".
И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных
математических представлений средняя группа стр. 15-17.

1ч

10.10.2024

Тема 6: Занятие № 2 "Гости из леса".
И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных
математических представлений средняя группа стр. 17-18.

1ч

17.10.2024

Тема 7: Занятие № 3. "Три поросенка". И.А. Помораева, В.А.
Позина Формирование элементарных математических
представлений средняя группа стр. 18-19.

1ч

24.10.2024

Тема8: Занятие № 4."Угостим зайчиков морковкой". И.А.
Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных
математических представлений средняя группа стр. 19-21.

1ч

07.11.2024

Тема 9: Занятие № 1. "В гостях у Буратино". И.А. Помораева, В.А.
Позина Формирование элементарных математических
представлений средняя группа стр. 21-23.

1ч

14.11.2024

Тема 10: Занятие № 2 "Мальвина учит считать Буратино".
И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных
математических представлений средняя группа стр. 23-24.

1ч

21.11.2024

Тема 11: Занятие № 3. "Давайте поиграем". И.А. Помораева, В.А.
Позина Формирование элементарных математических
представлений средняя группа стр. 24-25.

1ч

28.11.2024

Тема 12. Занятие № 4. Д/И по ФЭМП. И.А. Помораева, В.А.
Позина Формирование элементарных математических
представлений средняя группа стр. 25-28.

1ч

05.12.2024

Тема 13: Занятие № 1. "Куклы собираются в гости к гномикам".
И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных
математических представлений средняя группа стр. 28-29.

1ч

12.12.2024

Тема 14: Занятие № 2. "Игровая встреча Умников и Умниц".
И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных
математических представлений средняя группа стр. 29-30.

1ч

19.12.2024

Тема 15: Занятие № 3. "Игра "Чудесный мешочек". И.А.
Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных
математических представлений средняя группа стр. 31-32.

26.12.2024

Тема16: Занятие № 4. "Игровые упражнения". И.А. Помораева,
В.А. Позина Формирование элементарных математических
представлений средняя группа стр. 32-33.

09.01.2025

Тема 17: Занятие № 1. "Игровая ситуация "Сон мишки". И.А.
Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных
математических представлений средняя группа стр. 33-34.

1ч
1ч

1ч

Тема 18: Занятие № 2. "Игровая ситуация "Играем с
матрешками". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование
элементарных математических представлений средняя группа
стр. 34-35.

1ч

23.01.2025

Тема 19: Занятие № 3. "Игровое упражнение "Строим дорожки".
И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных
математических представлений средняя группа
стр. 35-36.

1ч

30.01.2025

Тема20: Занятие № 4. "Игровое упражнение "Когда это бывает.".
И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных
математических представлений средняя группа
стр. 36-37.

1ч

06.02.2025

Тема 21: Занятие № 1. "Игровые ситуации" И.А. Помораева, В.А.
Позина Формирование элементарных математических
представлений средняя группа стр. 37-39.

1ч

Тема 22: Занятие № 2. "Игровая ситуация "Делаем зарядку". И.А.
Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных
математических представлений средняя группа стр. 39-40.

1ч

16.01.2025

13.02.2025

20.02.2025

Тема 23: Занятие № 3. "Игровая ситуация "Письмо из
Простоквашино". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование
элементарных математических представлений средняя группа стр.
40-41.

1ч

1ч
27.02.2025

Тема24: Занятие № 4. "Игровая ситуация "Степашка убирает
игрушки". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование
элементарных математических представлений средняя группа стр.
42.

06.03.2025

Тема25: Занятие № 1. "Игровая ситуация - "Правильно пойдешь -секрет найдешь". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование
элементарных математических представлений средняя группа стр.
43-44.

13.03.2025

20.03.2025

03.04.2025

Тема 26: Занятие № 2 "Игровое упражнение "Накроем стол для
чаепития". ". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование
элементарных математических представлений средняя группа стр.
44-45.
Тема 27: Занятие № 3. Игровая ситуация "Посадим цветочки
вдоль дорожки". ". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование
элементарных математических представлений средняя группа стр.
45-46.
Тема 28: Занятие № 4 "Игровые упражнения". И.А. Помораева,
В.А. Позина Формирование элементарных математических
представлений средняя группа стр. 46-47.
Тема29: Занятие № 1 "Игровая ситуация "Строим игровую
площадку". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование
элементарных математических представлений средняя группа стр.
48-49.

10.04.2025

Тема 30: Занятие № 2. "Игровая ситуация "Поездка на праздник
сказок". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование
элементарных математических представлений средняя группа
стр. 49-50

17.04.2025

Тема 31: Занятие № 3. "Игровое упражнение "Письмо от
волшебника". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование
элементарных математических представлений средняя группа
стр. 50-51.

24.04.2025

Тема 32: Занятие № 4 Игровая ситуация "Весна
пришла".И.А.Помораева, В.А. Позина Формирование

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

1ч

элементарных математических представлений средняя группа
стр. 51-52.

08.05.2025

Тема 33. . "Работа по закреплению программного материала".
Мониторинг -Количество и счет; Величина; Форма.

1ч

15.05.2025

Тема 34 "Работа по закреплению программного материала"

1ч

22.05.2025
29.05.2025

Тема 35 Мониторинг - Ориентировка в пространстве;
Ориентировка во времени.

2ч

Всего
количество
часов
35 часов

Список литературы
.
И.А. Помораева, В.А. Позина "Формирование элементарных математических
представлений" средняя группа. — М.: Мозаика-Синтез, Москва 2015


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».