Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка» Протокол заседания Педагогического совета МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» от 30.08.2024г. г. № 1 Утверждаю Заведующий МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ____________Е.Х. Бабасинян РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по формированию элементарных математических представлений для детей 4-5 лет (средняя группа) автор И.А. Помораева, В.А.Позина. Автор-составитель: Л.А. Бабахян Ростовская область с. Чалтырь Пояснительная записка Направленность программы – познавательное развитие( формирование элементарных математических представлений).Понятие развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы. Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с: Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации" ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809), СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31, Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» Направленность: Познавательное развитие. Вид: ФЭМП Цель: Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. от 4 до 5 лет: Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не при- бегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, од- ни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну». Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5. Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3». Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»). Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика). На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве. Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине). Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего). Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка — самая высокая, эта (оранжевая) — пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая) — самая низкая» и т. д.). Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны. Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др. Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки). Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко (дом стоит близко, а березка растет далеко). Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь). Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра». Принципы реализации рабочей программы : • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; • принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); • принцип культуросообразности, который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры; • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников; • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; • принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса; • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; • варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; • принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. Формы реализации : Рабочая программа реализуется в форме непрерывной образовательной деятельности (занятий). Занятие организуется 1 раз в неделю, 4 раза в месяц. Условия реализации: Объем программы составляет 35 (академических) часа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут. Образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми средней группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с сеткой занятий. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки. от 4 до 5 лет: Количество и счет. Имеет представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; сравнивает части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Использует в речи выражения: «много, больше, меньше, поровну». Считает до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называет числительные по порядку; соотносит каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы. Имеет представления о порядковом счете, пользуется количественными и порядковыми числительными, отвечает на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Имеет представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета. Уравнивает неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний). Отсчитывает предметы из большего количества; выкладывает, приносит определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5. На основе счета устанавливает равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве. Величина. Сравнивает два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также сравнивает два предмета по толщине, путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражает результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее — короче, шире — уже, выше — ниже, толще — тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине). Сравнивает предметы по двум признакам величины (длиннее и шире, короче и уже). Устанавливает размерные отношения между 3–5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагает их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Использует в речи понятия, обозначающие размерные отношения предметов ( самый высокий, пониже, еще ниже, самый низкий» и т. д.). Форма. Различает и называет геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб; выделяет особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательнодвигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.). Различает и называет прямоугольник, его элементы: углы и стороны; сравнивает его с кругом, квадратом, треугольником. Имеет представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой — маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Соотносит форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч — шар, окно, дверь — прямоугольник и др. Ориентировка в пространстве. Определяет пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз). Обозначает словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки). Знаком с пространственными отношениями: далеко — близко. Ориентировка во времени. Имеет представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь). Понимает значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра». Организация предметно-пространственной среды (занятия): методическая литература, дидактический – наглядный материал, рабочие тетради. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН Дата Тема занятия Объём в часах 05.09.2024 Тема 1: Контрольно - диагностическое занятие. Закрепление программы младшей группы в форме Д/И. 1ч 12.09.2024 Тема 2: Занятие № 1. "Путешествие в осенний лес". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 12-13. 1ч 19.09.2024 Тема 3: Занятие № 2. "В гостях у Кролика". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 13-14. 1ч 26.09.2024 Тема 4: Занятие № 3 "К нам приехал цирк". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 14-15. 1ч 03.10.2024 Тема 5: Занятие № 1 "Необыкновенный зоопарк". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 15-17. 1ч 10.10.2024 Тема 6: Занятие № 2 "Гости из леса". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 17-18. 1ч 17.10.2024 Тема 7: Занятие № 3. "Три поросенка". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 18-19. 1ч 24.10.2024 Тема8: Занятие № 4."Угостим зайчиков морковкой". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 19-21. 1ч 07.11.2024 Тема 9: Занятие № 1. "В гостях у Буратино". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 21-23. 1ч 14.11.2024 Тема 10: Занятие № 2 "Мальвина учит считать Буратино". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 23-24. 1ч 21.11.2024 Тема 11: Занятие № 3. "Давайте поиграем". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 24-25. 1ч 28.11.2024 Тема 12. Занятие № 4. Д/И по ФЭМП. И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 25-28. 1ч 05.12.2024 Тема 13: Занятие № 1. "Куклы собираются в гости к гномикам". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 28-29. 1ч 12.12.2024 Тема 14: Занятие № 2. "Игровая встреча Умников и Умниц". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 29-30. 1ч 19.12.2024 Тема 15: Занятие № 3. "Игра "Чудесный мешочек". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 31-32. 26.12.2024 Тема16: Занятие № 4. "Игровые упражнения". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 32-33. 09.01.2025 Тема 17: Занятие № 1. "Игровая ситуация "Сон мишки". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 33-34. 1ч 1ч 1ч Тема 18: Занятие № 2. "Игровая ситуация "Играем с матрешками". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 34-35. 1ч 23.01.2025 Тема 19: Занятие № 3. "Игровое упражнение "Строим дорожки". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 35-36. 1ч 30.01.2025 Тема20: Занятие № 4. "Игровое упражнение "Когда это бывает.". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 36-37. 1ч 06.02.2025 Тема 21: Занятие № 1. "Игровые ситуации" И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 37-39. 1ч Тема 22: Занятие № 2. "Игровая ситуация "Делаем зарядку". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 39-40. 1ч 16.01.2025 13.02.2025 20.02.2025 Тема 23: Занятие № 3. "Игровая ситуация "Письмо из Простоквашино". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 40-41. 1ч 1ч 27.02.2025 Тема24: Занятие № 4. "Игровая ситуация "Степашка убирает игрушки". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 42. 06.03.2025 Тема25: Занятие № 1. "Игровая ситуация - "Правильно пойдешь -секрет найдешь". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 43-44. 13.03.2025 20.03.2025 03.04.2025 Тема 26: Занятие № 2 "Игровое упражнение "Накроем стол для чаепития". ". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 44-45. Тема 27: Занятие № 3. Игровая ситуация "Посадим цветочки вдоль дорожки". ". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 45-46. Тема 28: Занятие № 4 "Игровые упражнения". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 46-47. Тема29: Занятие № 1 "Игровая ситуация "Строим игровую площадку". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 48-49. 10.04.2025 Тема 30: Занятие № 2. "Игровая ситуация "Поездка на праздник сказок". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 49-50 17.04.2025 Тема 31: Занятие № 3. "Игровое упражнение "Письмо от волшебника". И.А. Помораева, В.А. Позина Формирование элементарных математических представлений средняя группа стр. 50-51. 24.04.2025 Тема 32: Занятие № 4 Игровая ситуация "Весна пришла".И.А.Помораева, В.А. Позина Формирование 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч элементарных математических представлений средняя группа стр. 51-52. 08.05.2025 Тема 33. . "Работа по закреплению программного материала". Мониторинг -Количество и счет; Величина; Форма. 1ч 15.05.2025 Тема 34 "Работа по закреплению программного материала" 1ч 22.05.2025 29.05.2025 Тема 35 Мониторинг - Ориентировка в пространстве; Ориентировка во времени. 2ч Всего количество часов 35 часов Список литературы . И.А. Помораева, В.А. Позина "Формирование элементарных математических представлений" средняя группа. — М.: Мозаика-Синтез, Москва 2015