Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка»
Протокол заседания
Педагогического совета МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
от 30.08.2024г. г. № 1
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
____________Е.Х. Бабасинян
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Рисованию (Т.С. Комарова )
(дети 4-5 лет, средняя группа)
Автор-составитель:
Л.А.Бабахян
Ростовская область
с. Чалтырь
Пояснительная записка
Направленность программы – Художественно-эстетическое развитие
( рисование)
Нормативные основания разработки Рабочей программы
Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии
с:
Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации"
ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Порядок разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных
программ,
утверждённым
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809),
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28
ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с
изменением, внесенным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31,
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028
Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
Содержание образовательной деятельности.
Приобщение к искусству.
Педагог продолжает приобщать детей к восприятию искусства, развивать
интерес к нему; поощряет выражение эстетических чувств, проявление
эмоций при рассматривании предметов народного и декоративноприкладного искусства, прослушивании произведений музыкального
фольклора; знакомит детей с творческими профессиями (артист, художник,
композитор, писатель); педагог, в процессе ознакомления детей с
различными видами искусства, воспитывает патриотизм и чувства гордости
за свою страну, края.
Педагог учит узнавать и называть предметы и явления природы,
окружающей действительности в художественных образах (литература,
музыка, изобразительное искусство); развивает у детей умение различать
жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы
(музыка), картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство),
здание и сооружение (архитектура); учит детей выделять и называть
основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение,
жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной,
музыкальной, конструктивной деятельности.
Педагог знакомит детей с жанрами живописи (натюрморт, пейзаж, портрет),
с разными по художественному образу и настроению произведениями;
знакомит детей со средствами выразительности живописи (цвет, линия,
композиция); многообразием цветов и оттенков, форм, фактуры в предметах
и явлениях окружающего мира.
Педагог знакомит детей со скульптурой, способами создания скульптуры
(пластика, высекание), средствами выразительности (объемность, статика и
движение, материал); особенностями её содержания - отображение
животных (анималистика), портреты человека и бытовые сценки.
Педагог знакомит детей с архитектурой; формирует представления о том, что
дома, в которых они живут (ДОО, общеобразовательная организация, другие
здания) - это архитектурные сооружения; учит видеть, что дома бывают
разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством
этажей, подъездов и так далее; способствует развитию у детей интереса к
различным строениям, расположенным вокруг ДОО (дома, в которых живут
ребёнок и его друзья, общеобразовательная организация, кинотеатр);
привлекает внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощряет
самостоятельное выделение частей здания, его особенностей; учит детей
замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и
величина входных дверей, окон и других частей); педагог поощряет
стремление детей изображать в рисунках, аппликации реальные и сказочные
строения.
Педагог организовывает посещение музея (совместно с родителями
(законными представителями)), рассказывает о назначении музея; развивает
у детей интерес к посещению кукольного театра, выставок.
Педагог закрепляет знания детей о книге, книжной иллюстрации; знакомит
детей с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и
поэтами.
Педагог знакомит детей с произведениями народного искусства (потешки,
сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративноприкладного искусства).
Педагог поощряет проявление детских предпочтений: выбор детьми
любимых песен, иллюстраций, предметов народных промыслов, пояснение
детьми выбора; воспитывает у детей бережное отношение к произведениям
искусства.
Изобразительная деятельность.
Рисование:
педагог продолжает формировать у детей умение рисовать отдельные
предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и
тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой,
цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий
снег и так далее); формирует и закрепляет у детей представления о форме
предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная),
величине, расположении частей; педагог помогает детям при передаче
сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с
содержанием действия и включенными в действие объектами;
направляет внимание детей на передачу соотношения предметов по
величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста; продолжает
закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках
окружающих предметов и объектов природы; педагог формирует у детей
умение к уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый,
оранжевый, светло-зеленый);
формирует у детей представление о том, как можно получить эти цвета; учит
детей смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков; развивает
у детей желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные
цвета, обращает внимание детей на многоцветие окружающего мира; педагог
закрепляет у детей умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер,
цветной мелок; использовать их при создании изображения; учит детей
закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в
одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить
мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить
широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки - концом ворса кисти;
закрепляет у детей умение чисто промывать кисть перед использованием
краски другого цвета;
к концу года педагог формирует у детей умение получать светлые и темные
оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш; формирует у детей умение
правильно передавать расположение частей при рисовании сложных
предметов (кукла, зайчик и другие) и соотносить их по величине.
Народное декоративно-прикладное искусство:
педагог продолжает у детей формировать умение создавать декоративные
композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров.
Учит детей использовать дымковские и филимоновские изделия для развития
эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания
узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться
вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).
Педагог знакомит детей с Городецкими изделиями. Учит детей выделять
элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и
называть цвета, используемые в росписи.
Условия реализации:
Объем программы составляет 35 (академических) часов, занятия проводятся
1 раз в неделю по 20 минут.
Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию с
детьми средней группы
осуществляется в первой половине дня в
соответствии с сеткой занятий. В середине непосредственно образовательной
деятельности проводятся физкультурные минутки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата
06.09.2024
13.09.2024
Тема занятия
Занятие № 1 Тема: Рисование по замыслу «Нарисуй
картинку про лето». Т.С. Комарова «Изобразительная
деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр. 23-24.
Занятие № 2. Тема: «На яблоне поспели яблоки»
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском
саду». Средняя группа. Стр. 25-26.
Объём в часах
1ч
1ч
20.09.2024
Занятие № 3. Тема: «Красивые цветы» Т.С. Комарова
«Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя
группа. Стр. 27-28.
1ч
27.09.2024
Занятие № 4. Тема: «Цветные шары (круглой и овальной
формы). Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в
детском саду». Средняя группа. Стр. 30-31.
1ч
04.10.2024
Занятие № 5. Тема: «Золотая осень». Т.С. Комарова
«Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя
группа. Стр. 31-32.
1ч
11.10.2024
Занятие № 6. Тема: «Сказочное дерево». Т.С. Комарова
«Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя
группа. Стр. 33-34.
1ч
18.10.2024
Занятие № 7. Тема: «Декоративное рисование «Украшение
фартука». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в
детском саду». Средняя группа. Стр. 34.
1ч
25.10.2024
Занятие№ 8. Тема: Рисование красками «Яички простые и
золотые». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в
детском саду». Средняя группа. Стр. 36-37.
1ч
Занятие № 9. Тема: «Рисование по замыслу». Т.С. Комарова
«Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя
группа. Стр. 38-39.
1ч
08.11.2024
15.11.2024
Занятие № 10. Тема: «Декоративное рисование «Украшение
свитера»» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в
1ч
детском саду». Средняя группа. Стр.40-41.
22.11.2024
29.11.2024
06.12.2024
13.12.2024
20.12.2024
27.12. 2024
10.01.2025
17.01.2025
24.01.2025
Занятие № 11. Тема: «Маленький гномик». Т.С. Комарова
«Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя
группа. Стр.42-43.
1ч
Занятие № 12. Тема: «Рыбки плавают в аквариуме». Т.С.
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Средняя группа. Стр.43-44.
1ч
Занятие № 13. Тема: «Кто в каком домике живет». Т.С.
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Средняя группа. Стр.45-46.
1ч
Занятие № 14. Тема: «Рисование красками «Снегурочка».
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском
саду». Средняя группа. Стр.47-48.
1ч
Занятие № 15. Тема: «Новогодние поздравительные
открытки». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в
детском саду». Средняя группа. Стр.48-49.
1ч
Занятие № 16. Тема: «Наша нарядная ёлка». Т.С. Комарова
«Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя
группа. Стр.50.
1ч
Занятие № 17. Тема: «Маленькой ёлочке холодно зимой».
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском
саду». Средняя группа. Стр.51.
1ч
Занятие № 18. Тема: «Развесистое дерево». Т.С. Комарова
«Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя
группа. Стр.52-53.
1ч
Занятие № 19. Тема: «Нарисуй какую хочешь игрушку». Т.С.
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Средняя группа. Стр.56.
1ч
31.01.2025
07.02.2025
14.02.2025
Занятие № 20. Тема: «Декоративное рисование «Украшение
платочка». (по мотивам дымковских росписей). Т.С.
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Средняя группа. Стр.57.
Занятие № 21. Тема: «Украсим полоску флажками». Т.С.
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Средняя группа. Стр.58-59.
Занятие № 22. Тема: «Девочка пляшет». Т.С. Комарова
1ч
1ч
21.02.2025
28.02.2025
«Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя
группа. Стр.60.
1ч
Занятие № 23. Тема: «Расцвели красивые цветы». Т.С.
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Средняя группа. Стр.64.
1ч
Занятие № 24. Тема: «Декоративное рисование «Украсим
платьице кукле». Т.С. Комарова «Изобразительная
деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.68-69.
1ч
07.03.2025
Занятие № 25 Тема: «Красивая птичка». Т.С. Комарова
«Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя
группа. Стр.61-62.
1ч
14.03.2025
Занятие № 26. Тема: «Сказочный домик-теремок». Т.С.
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Средняя группа. Стр.72-73.
1ч
21.03.2025
04.04.2025
Занятие № 27. Тема: «Мое любимое солнышко». Т.С.
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Средняя группа. Стр.74-75.
1ч
Занятие № 28. Тема: «Твоя любимая кукла». Т.С. Комарова
«Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя
группа. Стр.75-76.
Занятие № 29. Тема: «Дом, в котором ты живешь». Т.С.
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Средняя группа. Стр.77.
1ч
18.04.2025
Занятие № 30. Тема: «Празднично украшенный дом».
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском
саду». Средняя группа. Стр.78.
1ч
25.04.2025
Занятие № 31. Тема: «Самолеты летят сквозь облака». Т.С.
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Средняя группа. Стр.80.
1ч
16.05.2025
Занятие № 32. Тема: «Нарисуй картинку про весну». Т.С.
Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Средняя группа. Стр.81.
1ч
Занятие № 33. Тема: «Нарисуй какую хочешь картинку».
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском
саду». Средняя группа. Стр.82.
Занятие № 34 «Рисунок по замыслу» Т.С. Комарова
«Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя
группа. Стр.86
1ч
11.04.2025
14.05.2024
23.05.2025
1ч
30.05.2025
Занятие №35 Мониторинг
Всего 35 часов
Список литературы
Методические пособия
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа— М.:
Мозаика-Синтез, 2015.;
ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»