Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка» Протокол заседания Педагогического совета МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» от 30.08.2024г. г. № 1 Утверждаю Заведующий МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ____________Е.Х. Бабасинян РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Рисованию (Т.С. Комарова ) (дети 4-5 лет, средняя группа) Автор-составитель: Л.А.Бабахян Ростовская область с. Чалтырь Пояснительная записка Направленность программы – Художественно-эстетическое развитие ( рисование) Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с: Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации" ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809), СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31, Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» Содержание образовательной деятельности. Приобщение к искусству. Педагог продолжает приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему; поощряет выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративноприкладного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора; знакомит детей с творческими профессиями (артист, художник, композитор, писатель); педагог, в процессе ознакомления детей с различными видами искусства, воспитывает патриотизм и чувства гордости за свою страну, края. Педагог учит узнавать и называть предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство); развивает у детей умение различать жанры и виды искусства: стихи, проза, загадки (литература), песни, танцы (музыка), картина (репродукция), скульптура (изобразительное искусство), здание и сооружение (архитектура); учит детей выделять и называть основные средства выразительности (цвет, форма, величина, ритм, движение, жест, звук) и создавать свои художественные образы в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности. Педагог знакомит детей с жанрами живописи (натюрморт, пейзаж, портрет), с разными по художественному образу и настроению произведениями; знакомит детей со средствами выразительности живописи (цвет, линия, композиция); многообразием цветов и оттенков, форм, фактуры в предметах и явлениях окружающего мира. Педагог знакомит детей со скульптурой, способами создания скульптуры (пластика, высекание), средствами выразительности (объемность, статика и движение, материал); особенностями её содержания - отображение животных (анималистика), портреты человека и бытовые сценки. Педагог знакомит детей с архитектурой; формирует представления о том, что дома, в которых они живут (ДОО, общеобразовательная организация, другие здания) - это архитектурные сооружения; учит видеть, что дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и так далее; способствует развитию у детей интереса к различным строениям, расположенным вокруг ДОО (дома, в которых живут ребёнок и его друзья, общеобразовательная организация, кинотеатр); привлекает внимание детей к сходству и различиям разных зданий, поощряет самостоятельное выделение частей здания, его особенностей; учит детей замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей); педагог поощряет стремление детей изображать в рисунках, аппликации реальные и сказочные строения. Педагог организовывает посещение музея (совместно с родителями (законными представителями)), рассказывает о назначении музея; развивает у детей интерес к посещению кукольного театра, выставок. Педагог закрепляет знания детей о книге, книжной иллюстрации; знакомит детей с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами. Педагог знакомит детей с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративноприкладного искусства). Педагог поощряет проявление детских предпочтений: выбор детьми любимых песен, иллюстраций, предметов народных промыслов, пояснение детьми выбора; воспитывает у детей бережное отношение к произведениям искусства. Изобразительная деятельность. Рисование: педагог продолжает формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и так далее); формирует и закрепляет у детей представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей; педагог помогает детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами; направляет внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста; продолжает закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы; педагог формирует у детей умение к уже известным цветам и оттенкам добавить новые (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формирует у детей представление о том, как можно получить эти цвета; учит детей смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков; развивает у детей желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращает внимание детей на многоцветие окружающего мира; педагог закрепляет у детей умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения; учит детей закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки - концом ворса кисти; закрепляет у детей умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета; к концу года педагог формирует у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш; формирует у детей умение правильно передавать расположение частей при рисовании сложных предметов (кукла, зайчик и другие) и соотносить их по величине. Народное декоративно-прикладное искусство: педагог продолжает у детей формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Учит детей использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги). Педагог знакомит детей с Городецкими изделиями. Учит детей выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи. Условия реализации: Объем программы составляет 35 (академических) часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут. Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию с детьми средней группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с сеткой занятий. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Дата 06.09.2024 13.09.2024 Тема занятия Занятие № 1 Тема: Рисование по замыслу «Нарисуй картинку про лето». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр. 23-24. Занятие № 2. Тема: «На яблоне поспели яблоки» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр. 25-26. Объём в часах 1ч 1ч 20.09.2024 Занятие № 3. Тема: «Красивые цветы» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр. 27-28. 1ч 27.09.2024 Занятие № 4. Тема: «Цветные шары (круглой и овальной формы). Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр. 30-31. 1ч 04.10.2024 Занятие № 5. Тема: «Золотая осень». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр. 31-32. 1ч 11.10.2024 Занятие № 6. Тема: «Сказочное дерево». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр. 33-34. 1ч 18.10.2024 Занятие № 7. Тема: «Декоративное рисование «Украшение фартука». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр. 34. 1ч 25.10.2024 Занятие№ 8. Тема: Рисование красками «Яички простые и золотые». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр. 36-37. 1ч Занятие № 9. Тема: «Рисование по замыслу». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр. 38-39. 1ч 08.11.2024 15.11.2024 Занятие № 10. Тема: «Декоративное рисование «Украшение свитера»» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в 1ч детском саду». Средняя группа. Стр.40-41. 22.11.2024 29.11.2024 06.12.2024 13.12.2024 20.12.2024 27.12. 2024 10.01.2025 17.01.2025 24.01.2025 Занятие № 11. Тема: «Маленький гномик». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.42-43. 1ч Занятие № 12. Тема: «Рыбки плавают в аквариуме». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.43-44. 1ч Занятие № 13. Тема: «Кто в каком домике живет». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.45-46. 1ч Занятие № 14. Тема: «Рисование красками «Снегурочка». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.47-48. 1ч Занятие № 15. Тема: «Новогодние поздравительные открытки». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.48-49. 1ч Занятие № 16. Тема: «Наша нарядная ёлка». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.50. 1ч Занятие № 17. Тема: «Маленькой ёлочке холодно зимой». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.51. 1ч Занятие № 18. Тема: «Развесистое дерево». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.52-53. 1ч Занятие № 19. Тема: «Нарисуй какую хочешь игрушку». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.56. 1ч 31.01.2025 07.02.2025 14.02.2025 Занятие № 20. Тема: «Декоративное рисование «Украшение платочка». (по мотивам дымковских росписей). Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.57. Занятие № 21. Тема: «Украсим полоску флажками». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.58-59. Занятие № 22. Тема: «Девочка пляшет». Т.С. Комарова 1ч 1ч 21.02.2025 28.02.2025 «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.60. 1ч Занятие № 23. Тема: «Расцвели красивые цветы». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.64. 1ч Занятие № 24. Тема: «Декоративное рисование «Украсим платьице кукле». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.68-69. 1ч 07.03.2025 Занятие № 25 Тема: «Красивая птичка». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.61-62. 1ч 14.03.2025 Занятие № 26. Тема: «Сказочный домик-теремок». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.72-73. 1ч 21.03.2025 04.04.2025 Занятие № 27. Тема: «Мое любимое солнышко». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.74-75. 1ч Занятие № 28. Тема: «Твоя любимая кукла». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.75-76. Занятие № 29. Тема: «Дом, в котором ты живешь». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.77. 1ч 18.04.2025 Занятие № 30. Тема: «Празднично украшенный дом». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.78. 1ч 25.04.2025 Занятие № 31. Тема: «Самолеты летят сквозь облака». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.80. 1ч 16.05.2025 Занятие № 32. Тема: «Нарисуй картинку про весну». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.81. 1ч Занятие № 33. Тема: «Нарисуй какую хочешь картинку». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.82. Занятие № 34 «Рисунок по замыслу» Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа. Стр.86 1ч 11.04.2025 14.05.2024 23.05.2025 1ч 30.05.2025 Занятие №35 Мониторинг Всего 35 часов Список литературы Методические пособия Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа— М.: Мозаика-Синтез, 2015.; ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»