Развитие речи средняя группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка»
Протокол заседания
Педагогического совета МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
от 30.08.2024г. г. № 1

Утверждаю
Заведующий МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
____________Е.Х. Бабасинян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Развитию Речи
для детей 4-5 лет (средняя группа) автор В.В. Гербова

Автор-составитель:
Л.А.Бабахян

Ростовская область
с.Чалтырь

Пояснительная записка
Направленность программы – речевое развитие
Нормативные основания разработки Рабочей программы
Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии
с:
 Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации"
 ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
 Порядок разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных
программ,
утверждённым
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809),
 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28
 ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с
изменением, внесенным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31,
 Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028
 Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
 ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
Направленность: Речевое развитие.
Вид: Развитие речи.
Цель: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными
способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи
— диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой
культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
от 4 до 5 лет:

Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях,
событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения. Выслушивать
детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность
предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать
суждение. Способствовать развитию любознательности. Помогать детям доброжелательно
общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его,
как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе
углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах,
явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из
которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные
прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь детей существительные,
обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Продолжать
учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом,
около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные
местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами;
употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно). Учить употреблять
существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных
звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков.
Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать
отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить
различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать
слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму
множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по
аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах
(лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного
числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать
правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи!
Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).
Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать
общепринятый образец слова. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие
виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе,
понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать:
описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной
ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные
отрывки из сказок.
Принципы реализации рабочей программы :
•
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
•
принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание
программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики);
•
принцип культуросообразности, который обеспечивает учет национальных
ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс
приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;

•
соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя
решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума»
материала);
•
принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются
ключевые качества в развитии дошкольников;
•
принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных
областей;
•
принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
•
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности
является игра;
•
варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных
особенностей;
•
принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и
между детским садом и начальной школой.
Формы реализации :
Рабочая программа реализуется в форме непрерывной образовательной деятельности
(занятий). Занятие организуется 1 раз в неделю, 4 раза в месяц.
Условия реализации:
Объем программы составляет 35 (академических) часов, занятия проводятся 1 раз в
неделю по 20 минут.
Образовательная деятельность по речевому развитию с детьми средней группы
осуществляется в первой половине дня в соответствии с сеткой занятий. В середине
непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.
Планируемые результаты:
от 4 до 5 лет:
Дети имеют представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их
собственном опыте.
Активно употребляют в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они
изготовлены. Используют в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы,
наречия, предлоги. Вводят в словарь существительные, обозначающие профессии;
глаголы, характеризующие трудовые действия. Дети определяют и называют
местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток.
Употребляют слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно). Употребляют
существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
Развивают артикуляционный аппарат. Продолжают работу над дикцией: совершенствуют
отчетливое произнесение слов и словосочетаний. Различают на слух и называют слова,
начинающиеся на определенный звук. Совершенствуют интонационную выразительность
речи.
Дети умеют согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в
речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих
детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и
винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять
форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок,
туфель). Дети активно употребляют в речи простейшие виды сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений.

Совершенствуют диалогическую речь: участвуют в беседе, понятно для слушателей
отвечают на вопросы и задают их. Описывают предмет, картину; составляют рассказы по
картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
Пересказывают наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Организация предметно-пространственной среды (занятия): методическая литература,
дидактический – наглядный материал, рабочие тетради, прописи.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата

Формы работы

Объём в часах

Раздел «Осень»
03.09.2024

Тема 1 Беседа с детьми на тему "Надо ли учиться говорить?"
В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду". средняя
группа стр.27.

1ч

10.09.2024

Тема 2 Звуковая культура речи: звуки с и сь. В. В. Гербова
"Развитие речи в детском саду". средняя группа стр.28-29.

17.09.2024

Тема 3 Обучение рассказыванию "Наша неваляшка".
В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду". средняя
группа стр.29-30.

24.09.2024

Тема 4. Чтение стихотворения И.Бунина "Листопад".
Составление рассказа о кукле.
В. В. Гербова "Развитие
речи в детском саду". средняя группа стр.30-31.

1ч

Тема 5 Чтение сказки К.Чуковского "Телефон" .
В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду". средняя
группа стр.31.

1ч

Тема 6 Звуковая культура речи: звуки з и зь.
В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду". средняя
группа стр.32-33.

1ч

Тема 7 Заучивание русской народной песенки Тень-теньпотетень". В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду".
средняя группа стр.33-34.

1ч

Тема8 Чтение стихотворений об осени. Составление
рассказов -описание игрушек. ". В. В. Гербова "Развитие
речи в детском саду". средняя группа стр.34-35.

1ч

1ч

01.10.2024

08.10.2024

15.10.2024

22.10.2024

1ч

05.11.2024

12.11.2024

Тема 9 Чтение сказки "Три поросенка". В. В. Гербова
"Развитие речи в детском саду". средняя группа стр.35-36.

1ч

Тема 10 Звуковая культура речи: звук ц. В. В. Гербова
"Развитие речи в детском саду". средняя группа стр.36-37.

1ч

19.11.2024

Тема 11 Рассказывание по картине "Собака со щенятами".
Чтение стихов о поздней осени. В. В. Гербова "Развитие
речи в детском саду". средняя группа стр.38.

1ч

26.11.2024

Тема12 Составление рассказа об игрушке. Дидактическое
упражнение "Что из чего". В. В. Гербова "Развитие речи в
детском саду". средняя группа стр.39.

1ч

Тема 13 Чтение детям русской народной сказки "Лисичкасестричка и волк".В. В. Гербова "Развитие речи в детском
саду". средняя группа стр.43-44.

1ч

Тема 14 Чтение и заучивание стихотворений о зиме.
В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду". средняя
группа стр.44-45.

1ч

03.12.2024

10.12.2024

17.12.2024

24.12.2024

Тема 15 Звуковая культура речи: звук ш. В. В. Гербова
"Развитие речи в детском саду". средняя группа стр.46-48.
Тема 16 Обучение рассказыванию по картине "Вот это
снеговик" -запланировать в совместную деятельность
взрослого с детьми. В. В. Гербова "Развитие речи в детском
саду". средняя группа стр.45-46.

1ч
1ч

14.01.2025

Тема17 Чтение детям русской народной сказки "Зимовье".
В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду". средняя
группа стр.48-49.

1ч

21.01.2025

Тема 18 Звуковая культура речи: звук ж. В. В. Гербова
"Развитие речи в детском саду". средняя группа стр.49-50.

1ч

28.01.2025

Тема 19 Обучение рассказыванию по картине "Таня не
боится мороза". . В. В. Гербова "Развитие речи в детском
саду". средняя группа стр.50-51.

1ч

04.02.2025

Тема 20
Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения
А. Барто "Я знаю, что надо придумать" запланировать в
совместную деятельность взрослого с детьми. В. В. Гербова
"Развитие речи в детском саду". средняя группа стр.52.

1ч

11.02.2025

Тема 21 Мини-викторина по сказкам К. Чуковского "Чтение
произведения "Федорино горе".
В. В. Гербова "Развитие
речи в детском саду". средняя группа стр.53

18.02.2025

Тема22 Звуковая культура речи: звук ч. В. В. Гербова
"Развитие речи в детском саду". средняя группа стр.53-55.

1ч
1ч

25.02.2025

Тема 23 Составление рассказов по картине "На полянке".
В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду". средняя
группа стр.55-56.

04.03.2025

Тема 24 Урок вежливости В. В. Гербова "Развитие речи в
детском саду". средняя группа стр.56-57.

1ч

11.03.2025

Тема 25 Готовимся встречать весну и Международный
женский день. В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду".
средняя группа стр.59-60.

1ч

1ч

18.03.2025

Тема26 Звуковая культура речи: звуки щ -ч.
В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду". средняя
группа стр.60-61.

1ч

01.04.2025

Тема 27 Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки
"Петушок и бобовое зернышко".
В. В. Гербова "Развитие
речи в детском саду". средняя группа стр.61-62.

1ч

08.04.2025

Тема 28 Составление рассказов по картине запланировать в
совместную деятельность взрослого с детьми. В. В. Гербова
"Развитие речи в детском саду". средняя группа стр.62.

1ч

15.04.2025

Тема 29 Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка "Сказка
про Комара Комаровича -Длинный нос и про Мохнатого
Мишу - Короткий хвост".В. В. Гербова "Развитие речи в
детском саду". средняя группа стр.63.

22.04.2025

Тема 30 Звуковая культура речи: звуки л, ль.
В. В. Гербова "Развитие речи в детском саду". средняя
группа стр.63-64.

1ч

1ч

29.04.2025

Тема 31 Обучение рассказыванию: работа с картинойматрицей и раздаточными картинками. В. В. Гербова
"Развитие речи в детском саду". средняя группа стр.65.

1ч

06.05.2025

Тема 32 День Победы. В. В. Гербова "Развитие речи в
детском саду". средняя группа стр.68-69.

1ч

13.05.2025

Тема 33 Заучивание стихотворений. В. В. Гербова "Развитие
речи в детском саду". средняя группа стр.65-68.

20.05.2025

Тема 34 Звуковая культура речи: звуки р, рь. В. В. Гербова
"Развитие речи в детском саду". средняя группа стр.69-70.

27.05.2025

Тема 35. Прощаемся с подготовишками. . В. В. Гербова
"Развитие речи в детском саду". средняя группа стр.70

1ч

Всего
количество
часов

1ч

35 часов

Список литературы.
Методические пособия.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа — М.: Мозаика-Синтез,
Москва 2015.
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.; Мозаика-Синтез. 2005-2010.
Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников, — М.; МозаикаСинтез, 2005-2010.
«От рождения до школы».Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд.М.:Мозаика-Синтез, 2014.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».