Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка» Протокол заседания Педагогического совета МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» от 30.08.2024г. г. № 1 Утверждаю Заведующий МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ____________Е.Х. Бабасинян РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По ознакомлению с предметным и социальным окружением; ознакомление с природой. для детей 4-5 лет (средняя группа) автор О.В. Дыбина; О.А.Соломенникова Автор-составитель: Л.А. Бабахян Ростовская область с. Чалтырь Пояснительная записка Направленность программы – познавательно-исследовательское развитие ( ознакомление с предметным и социальным окружением), ознакомление с природой. Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с: Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации" ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809), СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31, Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» Направленность: Познавательное развитие. Вид: Ознакомление с предметным и социальным окружением, ознакомление с природой. Цель: Ознакомление с окружающим миром, природой, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. Задачи: Расширять и уточнять представления детей о предметном мире, о мире природы. Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве. Обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный). Продолжать знакомить с библиотеками, музеями. Углублять представления детей о дальнейшем обучении, формировать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза (по возможности посетить школу, познакомиться с учителями и учениками и т. д.). Расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), представления об их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом. Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными). Расширять представления об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность). Формировать элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), месте человека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас. Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности. Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. Принципы реализации рабочей программы : • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; • принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); • принцип культуросообразности, который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры; • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников; • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; • принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса; • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; • варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; • принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. Формы реализации : Рабочая программа реализуется в форме непрерывной образовательной деятельности (занятий). Занятие организуется через неделю: 1 раз в неделю по ознакомлению предметным и социальным окружением; через неделю ознакомление с природой. Условия реализации: Объем программы составляет 31 (академических) часов, занятия проводятся через неделю по 20 минут. Образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми средней группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с сеткой занятий. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки. Планируемые результаты: -Самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр; -Придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации. Находит новую трактовку роли и исполняет ее. -Может моделировать предметно-игровую среду. -В дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, схем; проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером; -Владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре; -В беседе о просмотренном спектакле может высказать свою точку зрения; -Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы; -Различает и называет специальные виды транспорта ( «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция»), объясняет их назначение; -Знает герб, флаг, гимн России; называет столицу России; -Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях. -знать особенности природы Организация предметно-пространственной среды (занятия): методическая литература, дидактический — наглядный материал. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН Дата Тема занятия 02.09.2024 Тема 1 « Расскажи о любимых предметах". О.В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением" средняя группа. стр. 18. 09.09.2024 Тема 2 «Что нам осень принесла". О.А. Соломенникова "Ознакомление с природой в детском саду". стр. 28-30 Объём в часах 1ч 1ч Тема 3 «Моя семья» ". О.В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением" средняя группа. стр. 19-21. 1ч 23.09.2024 Тема 4 «У медведя во бору грибы, ягоды беру..." О.А. Соломенникова "Ознакомление с природой в детском саду". стр. 30-33. 1ч 30.09.2024 Тема 5 «Петрушка идет трудиться" О.В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением" средняя группа. стр. 21-24. 1ч 1ч 07.10.2024 Тема 6 «Прохождение экологической тропы". О.А. Соломенникова "Ознакомление с природой в детском саду". стр. 33-36. Тема 7 «Мои друзья". О.В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением" средняя группа. стр. 24-25. 1ч 14.10.2024 Тема 8 «Знакомство с декоративными птицами" О.А. Соломенникова "Ознакомление с природой в детском саду". стр. 36-38. 1ч 21.10.2024 Тема 9 «Петрушка идёт рисовать» О.В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением" средняя группа. стр. 26-27. 1ч 16.09.2024 11.11.2024 18.11.2024 25.11.2024 Тема 10 «Осенние посиделки. Беседа о домашних животных"." О.А. Соломенникова "Ознакомление с природой в детском саду". стр. 38-40. Тема 11 «Детский сад наш так хорош - лучше сада не найдёшь»О.В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением" средняя группа. стр. 27-28. 1ч 1ч 02.12.2024 Тема 12 «Скоро зима! ". О.А. Соломенникова "Ознакомление с природой в детском саду". стр. 41-43. 1ч 09.12.2024 Тема 13 « Петрушка физкультурник» ". О.В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением" средняя группа. стр. 28-31. 1ч 16.12.2024 Тема 14 «Дежурство в уголке природы" О.А. Соломенникова "Ознакомление с природой в детском саду". стр. 43-45. 1ч 1ч 23.12.2024 Тема 15 «Целевая прогулка « Что такое улица». О.В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением" средняя группа. стр. 31-33. 13.01.2025 Тема 16 «Почему растаяла Снегурочка?" " О.А. Соломенникова "Ознакомление с природой в детском саду". стр. 45-48. 1ч 1ч 20.01.2025 Тема 17 «Узнай всё о себе, воздушный шарик»». ». О.В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением" средняя группа. стр. 33-34. 1ч 27.01.2025 Тема 18 «Стайка снегирей на ветках рябины". " О.А. Соломенникова "Ознакомление с природой в детском саду". стр. 48-50. Тема 19 «Замечательный врач». О.В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением" средняя группа. стр. 34-35. 1ч 03.02.2025 1ч 10.02.2025 Тема 20 «В гости к деду Природоведу". (экологическая тропа зимой). " О.А. Соломенникова "Ознакомление с природой в детском саду". стр. 50-53. 1ч 17.02.2025 Тема 21 "Наша Армия". О.В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением" средняя группа. стр. 37-40. 03.03.2025 Тема 22 "Посадка лука"О.А. Соломенникова "Ознакомление с природой в детском саду". стр. 54-57. 17.03.2025 Тема 23 «В мире пластмассы"". О.В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным 1ч 1ч окружением" средняя группа. стр. 40-41. Тема 24 «Мир комнатных растений" О.А. Соломенникова "Ознакомление с природой в детском саду". стр. 57-59 1ч 31.03.2025 1ч 07.04.2025 Тема 25 «Сравнение стекла и пластмассы"". О.В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением" средняя группа. стр. 61-62. 14.04.2025 Тема 26 «В гости к хозяйке луга" О.А. Соломенникова "Ознакомление с природой в детском саду". стр. 59-64 1ч 21.04.2025 Тема 27 «Путешествие в прошлое кресла". О.В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением" средняя группа. стр.43-46. 1ч 28.04.2025 Тема 28 « Поможем Незнайке вылепить посуду". О.А. Соломенникова "Ознакомление с природой в детском саду". стр. 64-66. 1ч 05.05.2025 Тема 29 « Мое любимое село-Чалтырь" (примерно см.Мой город) "". О.В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением" средняя группа. стр. 46-48. 19.05.2025 26.05.2025 Всего количество часов 1ч Тема 30. "Экологическая тропа весной" О.А. Соломенникова "Ознакомление с природой в детском саду". стр. 66-69. Тема 31.Мониторинг 1ч 31 час Список литературы:О.В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением" средняя группа Мозаика-Синтез Москва 2015; О.А.Соломенникова "Ознакомление с природой в детском саду" средняя группа. МозаикаСинтез, Москва 2015. «От рождения до школы».Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд.М.:Мозаика-Синтез, 2014.