Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка» Протокол заседания Педагогического совета МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» от 30.08.2024г. г. № 1 Утверждаю Заведующий МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ____________Е.Х. Бабасинян РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по формированию элементарных математических представлений для детей 2-3 лет (первая младшая группа) автор И.А. Помораева, В.А.Позина. Автор-составитель: С.А. Тызыхян Ростовская область с.Чалтырь Пояснительная записка Направленность программы – познавательное развитие ( формирование элементарных математических представлений).Понятие развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы. Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с: Федеральныйзакон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации" ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809), СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31, Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» Цели Программы: Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Задачи Программы: -развивать умение непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине и количеству, определяя их соотношение между собой; -помогать осваивать чувственные способы ориентировки в пространстве и времени; -развивать исследовательские умения Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный — короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий — узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий — низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине). Форма. Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником, обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание. Ориентировка в пространстве. Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Различать правую и левую руки. Ориентировка во времени. Развивать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер. Планируемые результаты 1.Группировать предметы по цвету, форме, величине. 2.Составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы. 3.Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов. 4.Сравнивать два контрастных по величине предмета, используя приемы наложения, приложения их друг к другу; показывать, какой из предметов длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий. 5.Различать круг и квадрат, предметы, имеющие углы и круглую форму. Формы реализации: Организованная образовательная деятельность беседы, наблюдения, игровые занятия, решение ребусов, задач, головоломок. Содержание образовательной деятельности. Математические представления: педагог продолжает работу по освоению детьми практического установления простейших пространственно-количественных связей и отношений между предметами: больше-меньше, короче-длиннее, шире-уже, выше-ниже, такие же по размеру; больше-меньше, столько же, поровну, не поровну по количеству, используя приемы наложения и приложения; организует овладение уравниванием неравных групп предметов путем добавления одного предмета к меньшей группе или удаления одного предмета из большей группы; расширяет диапазон слов, обозначающих свойства, качества предметов и отношений между ними; знакомит детей с некоторыми фигурами: шар, куб, круг, квадрат, треугольник, активизируя в их речи данные названия; обращает внимание на использование в быту характеристик: ближе (дальше), раньше (позже); помогает на чувственном уровне ориентироваться в пространстве от себя: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева) и времени (понимать контрастные особенности утра и вечера, дня и ночи). Условия реализации: 1.Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование,); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога. Центры оснащены развивающими материалами: Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности, набор материалов и оборудования для познавательноисследовательской деятельности: Объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т.д. В группе созданы необходимые условия реализации программы. 2.Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия: -условия для свободного выбора деятельности и материалов для фэмп.; -условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств; -не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы; -создание разных пространств для предъявления продуктов детской деятельности: -легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу; -праздники или иные события, как демонстрация продуктов детской деятельности; -детское портфолио. Методы и приемы ФЭМП: - выполнение разнообразных практических действий; - широкое использование дидактического материала; - возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом: - выработка навыков счета, измерение и вычисления в самой элементарной форме; - широкое использование сформированных представлений и освоенных действий в быту, игре, труде, т. е. в разнообразных видах деятельности. Объем программы: по ФЭМП составляет 35 (академических) часа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 10 минут. В месяц – 4 занятия, в год – 35 занятий Образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений для детей в первой младшей группе осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В середине организованной образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки Педагогическая диагностика 1 раз в год осуществляется контроль за качеством реализации программы и динамикой освоения программы воспитанниками. В мае проводится игровое контрольно-диагностическое занятие с формализацией итогов освоения детьми содержания программы в аналитической справке. Анализ данных позволяет воспитателю своевременно координировать собственную деятельность. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Название темы Дата занятия Игровое занятие «Цвета и формы» 04.09.2024 Занятие 1 (стр.10) 11.09.2024 Занятие 2 (стр.11) 18.09.2024 Занятие 3 (стр.12) 25.09.2024 Занятие 4(стр.12) 02.10.2024 Занятие 5(стр.14) 09.10.2024 Занятие 6(стр.15) 16.10.2024 Занятие 7(стр.16) 23.10.2024 Занятие 8(стр.19) 06.11.2024 Занятие 9(стр.20) 13.11.2024 Занятие 10(стр.21) 20.11.2024 Занятие 11(стр.22) 27.11.2024 Занятие 12 (стр.23) 04.12.2024 Занятие 13(стр.25) 11.12.2024 Занятие 14(стр.26) 18.12.2024 Занятие 15(стр.29) 25.12.2024 Занятие 16(стр.31) 15.01.2025 Занятие 17 (стр.33) 22.01.2025 Занятие 18(стр.34) 29.01.2025 Занятие 19(стр.35) 05.02.2025 Занятие 20(стр.37) 12.02.2025 Занятие 21(стр.38) 19.02.2025 Занятие 22(стр.40) 26.02.2025 Занятие 23(стр.41) 05.03.2025 Занятие 24(стр.43) 12.03.2025 Апрель Занятие 25(стр.44) 19.03.2025 Занятие 26(стр.47) 02.04.2025 Занятие 27(стр.48) 09.04.2025 Занятие 28(стр.50) 16.04.2025 Занятие 29(стр.51) 23.04.2025 Повторение пройденного материала 30.04.2025 Повторение пройденного материала 07.05.2025 14.05.2025 Игровое контрольно - диагностическое занятие 21.05.2025 28.05.2025 Май ИТОГО: 35 занятий Методическое обеспечение: 1.Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020. 2. ОП ДОУ 3. Электронные ресурсы https://inteltoys.ru/articles/cat2/article119.html https://thelib.ru/books/v_a_pozina/zanyatiya_po_formirovaniyu_elementarnyh_ma tematicheskih_predstavleniy_vo_vtoroy_mladshey_gruppe_detskogo_sada_plany_ zanyatiy-read.html https://infourok.ru/kartoteka-didakticheskih-igr-po-formirovaniyu-elementarnyhmatematicheskih-predstavlenij-dlya-detej-3-4-let-4446698.html