Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка» Протокол заседания Педагогического совета МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» от 30.08.2024г. г. № 1 Утверждаю Заведующий МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ____________Е.Х. Бабасинян РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи для детей 2-3 лет (первая младшая группа) автор В.В. Гербова Автор-составитель: С.А.Тызыхян Ростовская область с.Чалтырь Пояснительная записка Направленность программы – речевое развитие Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с: Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации" ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809), СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31, Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» Цели Программы Речевое развитие детей раннего возраста Формирование навыков речевых коммуникаций Задачи Программы: Формирован ие словаря Звуковая культура речи Грамматический строй речи Связная речь -обогащение словаря: -закреплять у детей умение различать и -продолжать закреплять у детей умение внятно произносить в -продолжать формировать у детей умения согласовывать слова в роде, числе, -продолжать закреплять у детей умение отвечать на вопросы Подготовка к обучению грамоте формироват ь умение вслушивать ся в Интерес к художественной лит-ре -обогащать опыт восприятия жанров фольклора и художественной называть части предметов, качества предметов, сходные по назначению предметы, понимать обобщающие слова; -активизация словаря: активизирова ть в речи слова, обозначающи е названия предметов ближайшего окружения. словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Вырабатывать правильный темп речи, интонационну ю выразительнос ть; -отчетливо произносить слова и короткие фразы. падеже; -употреблять существительные с предлогами, использовать в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей; существительных в форме множественного числа в родительном падеже; -составлять предложения с однородными членами. -Закреплять у детей умения образовывать повелительную форму глаголов, -использовать приставочный способ для образования глаголов, -знакомить детей с образованием звукоподражательн ых глаголов. -Совершенствовать у детей умение пользоваться в речи разными способами словообразования педагога при рассматриван ии предметов, картин, иллюстраций; -свободно вступать в общение со взрослыми и детьми, пользоваться простыми формулами речевого этикета. Воспитывать умение повторять за педагогом рассказ из 3-4 предложений об игрушке или по содержанию картины, -побуждать участвовать в драматизации отрывков из знакомых сказок. -Подводить детей к пересказыван ию литературных произведений, формировать умение воспроизводи ть текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам педагога, а затем совместно с ним. звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическ ом плане. литературы (небольшие авторские сказки, рассказы, стихотворения); -формировать навык совместного слушания выразительного чтения и рассказывания (с наглядным сопровождением и без него); -способствовать восприятию и пониманию содержания и композиции текста (поступки персонажей, последовательно сть событий в сказках, рассказах); -формировать умение внятно, не спеша произносить небольшие потешки и стихотворения, воспроизводить короткие ролевые диалоги из сказок и прибауток в играхдраматизациях, повторять за педагогом знакомые строчки и рифмы из стихов, песенок, пальчиковых игр. Планируемые результаты 1.Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения. Рассматривает игрушки, сюжетные картинки. Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами. 2. Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя. 3.Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него. 4.Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого. Принципы программы 1. Возрастная адекватность дошкольного образования в области речевого развития. 2. Обогащение (амплификация) общения и речевого развития детей. 3. Поддержка инициативы детей в использовании речевых средств. 4. Полноценное сотрудничество с семьями воспитанников, 5. Учет этнокультурной ситуации развития речи воспитанников. Формы реализации: 1. Организованная образовательная деятельность по развитию речи( занятие), диагностические занятия. 2. Система игр- поручений, дидактических игр (с различной степенью сложности игровых заданий). 3. Лого-ритмические упражнения. 4. Использование комплексов упражнений по типу: «действия с предметами». 5. Рассматривание иллюстраций, сюжетных и предметных картинок в течении дня. 6. Обыгрывание знакомых сюжетов, фольклорных произведений средствами «театра игрушки», игр-драматизаций и пр. 7. Беседы, 8. Проблемно – игровые ситуации, 9. Викторины, сочинение загадок и сказок, 10. Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.). Методы и приемы по развитию речи: -Наглядные, словесные, практические; -наблюдение в природе; -экскурсии; -чтение и рассказывание художественных произведений; -дидактические игры; -опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам; -заучивание наизусть; -игры-драматизации; -пересказ; -инсценировки; -обобщающая беседа; -дидактические упражнения; -рассказывание без опоры на наглядный материал; -пластические этюды; -хороводные игры. Содержание образовательной деятельности. Формирование словаря: обогащение словаря: педагог обогащает словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, частях предметов (у рубашки - рукава, воротник, пуговица), качеств предметов (величина, цвет, форма, материал), некоторых сходных по назначению предметов (стул - табурет), объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных особенностях, формирует у детей умение понимать обобщающие слова (мебель, одежда); активизация словаря: педагог формирует у детей умение использовать в речи названия предметов и объектов ближайшего окружения, знать их назначение, части и свойства, действия с ними; названия действий гигиенических процессов умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом и поддержания порядка; названия некоторых качеств и свойств предметов; материалов; объектов и явлений природы. Звуковая культура речи: педагог продолжает развивать у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, умение правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л], [с], [ц]); слышать специально интонируемый в речи педагога звук, формирует правильное речевое дыхание, слуховое внимание, моторику речевого аппарата, совершенствует умение детей воспроизводить ритм стихотворения. Грамматический строй речи: педагог формирует у детей умения использовать в речи и правильно согласовывать прилагательные и существительные в роде, падеже, употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за), использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе (кошка - котенок, котята); составлять простое распространенное предложение и с помощью педагога строить сложные предложения; педагог закрепляет овладение детьми разными способами словообразования (наименования предметов посуды с помощью суффиксов), формирует умение образовывать повелительную форму глаголов (беги, лови), использовать приставочный способ для образования глаголов (вошел - вышел), образовывать звукоподражательные глаголы (чирикает). Связная речь: педагог развивает у детей следующие умения: по инициативе взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых игрушках; элементарно договариваться со сверстником о совместных действиях в игровом общении; с помощью педагога определять и называть ярко выраженные эмоциональные состояния детей, учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, использовать ласковые слова. Педагог закрепляет у детей умения использовать основные формы речевого этикета в разных ситуациях общения; педагог способствует освоению умений диалогической речи: отвечать на вопросы и обращения педагога; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно представленной ситуации общения. Педагог формирует умения у детей использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого общения со взрослыми и сверстниками: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться, развивает у детей умения отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз; педагог способствует освоению умений монологической речи: по вопросам составлять рассказ по картинке из 3-4 предложений; совместно с педагогом пересказывать хорошо знакомые сказки; читать наизусть короткие стихотворения, слушать чтение детских книг и рассматривать иллюстрации. Подготовка детей к обучению грамоте: педагог формирует у детей умение вслушиваться в звучание слова, закрепляет в речи детей термины «слово», «звук» в практическом плане. Условия реализации: В целях оптимальной реализации программы в групповом помещении размещены игровые пособия и мебель с возможностью трансформации (под задачи развития речи). 1.Предметно-пространственная развивающая среда во второй младшей группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование, живые обитатели); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога. Центры оснащены развивающими материалами: Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности, Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: Объекты для исследования в действии, образносимволический материал и т.д. В группе созданы необходимые условия реализации программы. 2. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия: -условия для свободного выбора деятельности и материалов для изо деятельности.; -условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств; -не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы; -создание разных пространств для предъявления продуктов детской деятельности: -легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу; -праздники или иные события, как демонстрация продуктов детской деятельности; -детское портфолио. 3. Самостоятельная деятельность детей. 4. Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, консультации, беседы, а также интернет технологии: сайт детского сада, сетевые сообщества. Объем программы: - по развитию речи составляет 35 (академических) часов, занятия проводятся 1 раз в неделю по 10 минут. В месяц – 4 занятий, в год – 35 занятий. Педагогическая диагностика 1 раз в год осуществляется контроль за качеством реализации программы и динамикой освоения программы воспитанниками. В мае проводится игровое контрольно-диагностическое занятие с формализацией итогов освоения детьми содержания программы в аналитической справке. Анализ данных позволяет воспитателю своевременно координировать собственную деятельность. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН Месяц Название темы Дата занятия Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение 03.09.2024 стихотворения «Приставалка» ( стр.23) Сентябрь Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса" 10.09.2024 (стр 25) Звуковая культура речи: звуки А, У. 17.09.2024 Дидактическая игра «Не ошибись» (стр.27) Звуковая культура речи: звуки У. ( стр.29) 24.09.2024 Д/ игра «Чья вещь?» Рассматривание сюжетных 01.10.2024 картин (по выбору педагога) (стр.30) Чтение р.н.сказки «Колобок». 08.10.2024 Дидактическое упражнение «Играем в слова» (стр.33) Октябрь Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» 15.10.2024 (стр.34) Чтение стихотворения А.Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А.Плещеева наступила…»(стр.35) Ноябрь Декабрь «Осень 22.10.2024 Звуковая культура речи: звук И (стр.40) 05.11.2024 Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога) (стр.42) 12.11.2024 Чтение стихотворений из цикла С.Маршака «Детки в клетке» (стр.43) 19.11.2024 Чтение сказки «Снегурушка и лиса» 26.11.2024 Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Д/игры 03.12.2024 «Эхо», «Чудесный мешочек» (стр.45) Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег стихотворения А.Босева «Трое»(стр.49) идёт», 10.12.2024 Чтение русской народной сказки «Гуси - лебеди» 17.12.2024 (стр.52) Январь Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» 24.12.2024 и сюжетных картин (стр.54) Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое 14.01.2025 упражнение «Вставь словечко»(стр.55) Звуковая культура речи: п, пь. Дидактическая игра 21.01.2025 «Ярмарка»(стр.57) Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» 28.01.2025 (стр.59) .Звуковая культура речи: звуки б, бь.(стр.60) Февраль 04.02.2025 Заучивание стихотворения В.Берестова «Петушки 11.02.2025 распетушились» (стр.62) Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое 18.02.2025 плохо»(стр.64) Март Чтение стихотворения И.Косякова «Всё она».Дидактическое упражнение «Очень мамочку 25.02.2025 люблю, потому что…»(стр.68) Звуковая культура речи: звуки т, п, к. (стр.65) 04.03.2025 Чтение русской народной сказки «У страха глаза 11.03.2025 велики»(стр.70) Чтение стихотворения А.Плищеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это 18.03.2025 бывает?»(стр.72) Апрель Звуковая культура речи: звук ф.(стр.74) 01.04.2025 Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка – рябушечка». Рассматривание сюжетных 08.04.2025 картин (по выбору педагога)(стр.176) Звуковая культура речи звук с.(стр.78) 15.04.2025 Игра – инсценировка «У матрёшки – новоселье» 22.04.2025 (стр.50) Чтение русской народной сказки «Бычок – чёрный бочок, белые копытца». Литературная 29.04.2025 викторина.(стр.79) Май Повторение стихотворений. Заучивание 06.05.2025 стихотворения И.Белоусова «Весенняя гостья»(стр.83) 13.05.2025 Диагностическое занятие 20.05.2025 27.05.2025 35 занятий ИТОГО: Список литературы: 1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: - М.: МОЗАИКА - Синтез , 2020г. 2. ОП ДОУ 3. Библиотека детской - художественной литературы в соответствии с перечнем ОП. 4. Электронные ресурсы. ( репродукции сюжетных картин). https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/12/12/gerbova-v-vrazvitie-rechi-vtoraya-mladshaya https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/10/16/kartoteka-igr-porazvitiyu-rechi-3-4-goda