Развитие речи 1 младшая группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка»
Протокол заседания
Педагогического совета МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
от 30.08.2024г. г. № 1

Утверждаю
Заведующий МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
____________Е.Х. Бабасинян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию речи
для детей 2-3 лет (первая младшая группа) автор В.В. Гербова

Автор-составитель:
С.А.Тызыхян

Ростовская область
с.Чалтырь

Пояснительная записка
Направленность программы – речевое развитие
Нормативные основания разработки Рабочей программы
Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии
с:
Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от
02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации"
 ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
 Порядок разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных
программ,
утверждённым
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809),
 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28
 ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с
изменением, внесенным приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31,
 Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(далее - ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028
 Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
 ОП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
Цели Программы
 Речевое развитие детей раннего возраста
 Формирование навыков речевых коммуникаций
Задачи Программы:
Формирован
ие словаря

Звуковая
культура речи

Грамматический
строй речи

Связная речь

-обогащение
словаря:
-закреплять у
детей умение
различать и

-продолжать
закреплять у
детей умение
внятно
произносить в

-продолжать
формировать
у
детей
умения
согласовывать
слова в роде, числе,

-продолжать
закреплять у
детей умение
отвечать
на
вопросы

Подготовка
к обучению
грамоте
формироват
ь
умение
вслушивать
ся
в

Интерес к
художественной
лит-ре
-обогащать опыт
восприятия
жанров
фольклора
и
художественной

называть
части
предметов,
качества
предметов,
сходные по
назначению
предметы, понимать
обобщающие
слова;
-активизация
словаря:
активизирова
ть в речи
слова,
обозначающи
е
названия
предметов
ближайшего
окружения.

словах
все
гласные
и
согласные
звуки, кроме
шипящих
и
сонорных.
Вырабатывать
правильный
темп
речи,
интонационну
ю
выразительнос
ть;
-отчетливо
произносить
слова
и
короткие
фразы.

падеже;
-употреблять
существительные с
предлогами,
использовать
в
речи
имена
существительные в
форме
единственного
и
множественного
числа,
обозначающие
животных и их
детенышей;
существительных в
форме
множественного
числа
в
родительном
падеже;
-составлять
предложения
с
однородными
членами.
-Закреплять
у
детей
умения
образовывать
повелительную
форму глаголов,
-использовать
приставочный
способ
для
образования
глаголов,
-знакомить детей с
образованием
звукоподражательн
ых глаголов.
-Совершенствовать
у детей умение
пользоваться
в
речи
разными
способами
словообразования

педагога при
рассматриван
ии предметов,
картин,
иллюстраций;
-свободно
вступать
в
общение
со
взрослыми и
детьми,
пользоваться
простыми
формулами
речевого
этикета.
Воспитывать
умение
повторять за
педагогом
рассказ из 3-4
предложений
об
игрушке
или
по
содержанию
картины,
-побуждать
участвовать в
драматизации
отрывков из
знакомых
сказок.
-Подводить
детей
к
пересказыван
ию
литературных
произведений,
формировать
умение
воспроизводи
ть
текст
знакомой
сказки
или
короткого
рассказа
сначала
по
вопросам
педагога,
а
затем
совместно с
ним.

звучание
слова,
знакомить
детей
с
терминами
«слово»,
«звук»
в
практическ
ом плане.

литературы
(небольшие
авторские сказки,
рассказы,
стихотворения);
-формировать
навык
совместного
слушания
выразительного
чтения
и
рассказывания (с
наглядным
сопровождением
и без него);
-способствовать
восприятию
и
пониманию
содержания
и
композиции
текста (поступки
персонажей,
последовательно
сть событий в
сказках,
рассказах);
-формировать
умение внятно,
не
спеша
произносить
небольшие
потешки
и
стихотворения,
воспроизводить
короткие
ролевые диалоги
из
сказок
и
прибауток
в
играхдраматизациях,
повторять
за
педагогом
знакомые
строчки и рифмы
из
стихов,
песенок,
пальчиковых игр.

Планируемые результаты
1.Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся
ближайшего окружения. Рассматривает игрушки, сюжетные картинки.
Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и
предложения с однородными членами.

2. Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в
книге, на вопросы воспитателя.
3.Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав
отрывок из него.
4.Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи
взрослого.
Принципы программы
1. Возрастная адекватность дошкольного образования в области речевого
развития.
2. Обогащение (амплификация) общения и речевого развития детей.
3. Поддержка инициативы детей в использовании речевых средств.
4. Полноценное сотрудничество с семьями воспитанников,
5. Учет этнокультурной ситуации развития речи воспитанников.
Формы реализации:
1. Организованная образовательная деятельность по развитию речи(
занятие), диагностические занятия.
2. Система игр- поручений, дидактических игр (с различной степенью
сложности игровых заданий).
3. Лого-ритмические упражнения.
4. Использование комплексов упражнений по типу: «действия с
предметами».
5. Рассматривание иллюстраций, сюжетных и предметных картинок в
течении дня.
6. Обыгрывание знакомых сюжетов, фольклорных произведений средствами
«театра игрушки», игр-драматизаций и пр.
7. Беседы,
8. Проблемно – игровые ситуации,
9. Викторины, сочинение загадок и сказок,
10. Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок,
иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного,
декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.).
Методы и приемы по развитию речи:
-Наглядные, словесные, практические;
-наблюдение в природе;
-экскурсии;
-чтение и рассказывание художественных произведений;

-дидактические игры;
-опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность):
рассматривание игрушек и картин,
рассказывание по игрушкам и картинам;
-заучивание наизусть;
-игры-драматизации;
-пересказ;
-инсценировки;
-обобщающая беседа;
-дидактические упражнения;
-рассказывание без опоры на наглядный материал;
-пластические этюды;
-хороводные игры.
Содержание образовательной деятельности.
Формирование словаря:
 обогащение словаря: педагог обогащает словарь детей за счет
расширения представлений о людях, предметах, частях
предметов (у рубашки - рукава, воротник, пуговица), качеств
предметов (величина, цвет, форма, материал), некоторых
сходных по назначению предметов (стул - табурет), объектах
природы ближайшего окружения, их действиях, ярко
выраженных особенностях,
 формирует у детей умение понимать обобщающие слова
(мебель, одежда);
 активизация словаря: педагог формирует у детей умение
использовать в речи названия предметов и объектов ближайшего
окружения, знать их назначение, части и свойства, действия с
ними; названия действий гигиенических процессов умывания,
одевания, купания, еды, ухода за внешним видом и поддержания
порядка; названия некоторых качеств и свойств предметов;
материалов; объектов и явлений природы.
Звуковая культура речи:
 педагог продолжает развивать у детей звуковую и
интонационную культуру речи, фонематический слух,
 умение правильно произносить гласные звуки; твердые и мягкие
согласные звуки ([м], [б], [п], [т], [д], [н], [к], [г], [х], [ф], [в], [л],
[с], [ц]);

 слышать специально интонируемый в речи педагога звук,
формирует правильное речевое дыхание, слуховое внимание,
моторику речевого аппарата,
 совершенствует
умение
детей
воспроизводить
ритм
стихотворения.
Грамматический строй речи:
 педагог формирует у детей умения использовать в речи и
правильно согласовывать прилагательные и существительные в
роде, падеже, употреблять существительные с предлогами (в, на,
под, за),
 использовать в речи названия животных и их детенышей в
единственном и множественном числе (кошка - котенок, котята);
 составлять простое распространенное предложение и с помощью
педагога строить сложные предложения;
 педагог закрепляет овладение детьми разными способами
словообразования (наименования предметов посуды с помощью
суффиксов),
 формирует умение образовывать повелительную форму глаголов
(беги, лови), использовать приставочный способ для образования
глаголов (вошел - вышел), образовывать звукоподражательные
глаголы (чирикает).
Связная речь:
 педагог развивает у детей следующие умения: по инициативе
взрослого называть членов своей семьи, знакомых литературных
героев и их действия на картинках,
 разговаривать о любимых игрушках;
 элементарно договариваться со сверстником о совместных
действиях в игровом общении;
 с помощью педагога определять и называть ярко выраженные
эмоциональные состояния детей,
 учитывать их при общении: пожалеть, развеселить, использовать
ласковые слова.
 Педагог закрепляет у детей умения использовать основные
формы речевого этикета в разных ситуациях общения;
 педагог способствует освоению умений диалогической речи:
отвечать на вопросы и обращения педагога; сообщать о своих
впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях наглядно
представленной ситуации общения.

 Педагог формирует умения у детей использовать дружелюбный,
спокойный тон, речевые формы вежливого общения со
взрослыми
и
сверстниками:
здороваться,
прощаться,
благодарить, выражать просьбу, знакомиться,
 развивает у детей умения отвечать на вопросы, используя форму
простого предложения или высказывания из 2-3 простых фраз;
 педагог способствует освоению умений монологической речи: по
вопросам составлять рассказ по картинке из 3-4 предложений;
совместно с педагогом пересказывать хорошо знакомые сказки;
читать наизусть короткие стихотворения, слушать чтение
детских книг и рассматривать иллюстрации.
Подготовка детей к обучению грамоте:
 педагог формирует у детей умение вслушиваться в звучание
слова,
 закрепляет в речи детей термины «слово», «звук» в
практическом плане.
Условия реализации:
В целях оптимальной реализации программы в групповом помещении
размещены игровые пособия и мебель с возможностью трансформации (под
задачи развития речи).
1.Предметно-пространственная развивающая среда во второй младшей
группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой
деятельности
(все
виды
игр,
предметы-заместители);
центр
исследовательской деятельности (экспериментирование, живые обитатели);
центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного
материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов
деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической
творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность,
реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул
саморазвития не только ребенка, но и педагога.
Центры оснащены развивающими материалами:
Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной
деятельности,
Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской
деятельности: Объекты для исследования в действии, образносимволический материал и т.д.
В группе созданы необходимые условия реализации программы.

2. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку
инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие
условия:
-условия для свободного выбора деятельности и материалов для изо
деятельности.;
-условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
-не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
-создание
разных пространств для предъявления продуктов детской
деятельности:
-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых
ребенок может поместить свою работу;
-праздники или иные события, как демонстрация продуктов детской
деятельности;
-детское портфолио.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4.
Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение
усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование
традиционных форм работы с родителями: родительские собрания,
консультации, беседы, а также интернет технологии: сайт детского сада,
сетевые сообщества.
Объем программы:
- по развитию речи составляет 35 (академических) часов, занятия проводятся
1 раз в неделю по 10 минут. В месяц – 4 занятий, в год – 35 занятий.
Педагогическая диагностика
1 раз в год осуществляется контроль за качеством реализации
программы и динамикой освоения программы воспитанниками.
В мае проводится игровое контрольно-диагностическое занятие с
формализацией итогов освоения детьми содержания программы в
аналитической справке. Анализ данных позволяет воспитателю своевременно
координировать собственную деятельность.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц

Название темы

Дата
занятия

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение
03.09.2024
стихотворения «Приставалка» ( стр.23)
Сентябрь Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса"
10.09.2024
(стр 25)
Звуковая культура речи: звуки А, У.

17.09.2024

Дидактическая игра «Не ошибись» (стр.27)
Звуковая культура речи: звуки У. ( стр.29)

24.09.2024

Д/ игра «Чья вещь?» Рассматривание сюжетных
01.10.2024
картин (по выбору педагога) (стр.30)
Чтение р.н.сказки «Колобок».
08.10.2024
Дидактическое упражнение «Играем в слова» (стр.33)

Октябрь

Звуковая культура речи: звук о.
Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок» 15.10.2024
(стр.34)
Чтение стихотворения А.Блока «Зайчик».
Заучивание стихотворения А.Плещеева
наступила…»(стр.35)

Ноябрь

Декабрь

«Осень 22.10.2024

Звуковая культура речи: звук И (стр.40)

05.11.2024

Рассматривание сюжетных картин
(по выбору педагога) (стр.42)

12.11.2024

Чтение стихотворений
из цикла С.Маршака «Детки в клетке» (стр.43)

19.11.2024

Чтение сказки «Снегурушка и лиса»

26.11.2024

Повторение сказки «Снегурушка и лиса». Д/игры
03.12.2024
«Эхо», «Чудесный мешочек» (стр.45)
Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег
стихотворения А.Босева «Трое»(стр.49)

идёт»,

10.12.2024

Чтение русской народной сказки «Гуси - лебеди»
17.12.2024
(стр.52)
Январь

Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди»
24.12.2024
и сюжетных картин (стр.54)
Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое
14.01.2025
упражнение «Вставь словечко»(стр.55)
Звуковая культура речи: п, пь. Дидактическая игра
21.01.2025
«Ярмарка»(стр.57)
Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц»
28.01.2025
(стр.59)
.Звуковая культура речи: звуки б, бь.(стр.60)

Февраль

04.02.2025

Заучивание стихотворения В.Берестова «Петушки
11.02.2025
распетушились» (стр.62)
Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое
18.02.2025
плохо»(стр.64)

Март

Чтение
стихотворения
И.Косякова
«Всё
она».Дидактическое упражнение «Очень мамочку 25.02.2025
люблю, потому что…»(стр.68)
Звуковая культура речи: звуки т, п, к. (стр.65)

04.03.2025

Чтение русской народной сказки «У страха глаза
11.03.2025
велики»(стр.70)
Чтение
стихотворения
А.Плищеева
«Весна».
Дидактическое
упражнение
«Когда
это 18.03.2025
бывает?»(стр.72)
Апрель

Звуковая культура речи: звук ф.(стр.74)

01.04.2025

Чтение и драматизация русской народной песенки
«Курочка – рябушечка». Рассматривание сюжетных 08.04.2025
картин (по выбору педагога)(стр.176)
Звуковая культура речи звук с.(стр.78)

15.04.2025

Игра – инсценировка «У матрёшки – новоселье»
22.04.2025
(стр.50)
Чтение русской народной сказки «Бычок – чёрный
бочок,
белые
копытца».
Литературная 29.04.2025
викторина.(стр.79)
Май

Повторение
стихотворений.
Заучивание 06.05.2025
стихотворения И.Белоусова «Весенняя гостья»(стр.83) 13.05.2025
Диагностическое занятие

20.05.2025
27.05.2025
35 занятий

ИТОГО:
Список литературы:
1. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: - М.: МОЗАИКА - Синтез ,
2020г.
2. ОП ДОУ
3. Библиотека детской - художественной литературы в соответствии с
перечнем ОП.
4. Электронные ресурсы. ( репродукции сюжетных картин).
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/12/12/gerbova-v-vrazvitie-rechi-vtoraya-mladshaya
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/10/16/kartoteka-igr-porazvitiyu-rechi-3-4-goda


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».