Ознакомление с природой 1 младшая группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка»
Протокол заседания
Педагогического совета МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
от 30.08.2024г. г. № 1

Утверждаю
Заведующий МБДОУ
детский сад № 14 «Аленушка»
____________Е.Х. Бабасинян

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ознакомлению с природой
для детей 2-3лет (первая младшая группа).
автор Соломенникова О.А.

Автор-составитель:
С.А. Тызыхян

Ростовская область
с.Чалтырь

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность: познавательное развитие (ознакомление с природой). Рабочая
программа направлена на расширение кругозора детей, формирование основы
базовых представлений о человеке, растительном и животном мире.
Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с:
 Федеральный закон Российской Федерации ОТ 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред.
от 02.07.2021)"Об образовании в Российской Федерации"
 ФЗ от 31.07.2020 г. № 304 –ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации»;
 Порядок
разработки
и
утверждения
федеральных
основных
общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2
ноября 2022 г., регистрационный № 70809),
 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидимиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28
 ФГОС ДО, утверждённым приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, с изменением,
внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 21 января .2019 г. № 31,
 Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее
- ФОП), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 25.11.2022г. № 1028
 Устав МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
 ООП МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка»
Цели программы :Ознакомление с явлениями природы и особенностями
взаимоотношений человека с окружающей средой. Формирование основ
экологической культуры.
Задачи программы
 расширять представления детей о многообразии и особенностях растений,
животных, ближайшего окружения, их существенных отличительных
признаках, неживой природе, явлениях природы и деятельности человека в
природе в разные сезоны года,

 знакомить с правилами поведения по отношению к живым объектам
природы
Принципы:
-Возрастная адекватность дошкольного образования в области познавательного
развития (ознакомления с природой);
-Поддержка инициативы детей в решении познавательных задач;
-Полноценное сотрудничество с семьями воспитанников,
-Интеграция образовательных областей.
-Единство воспитательных, развивающих и обучающих целевых ориентиров.
Содержание Программы ;
 педагог расширяет представления о диких и домашних животных, деревьях,
кустарниках, цветковых, травянистых растениях, овощах и фруктах, ягодах
данной местности, помогает их различать и группировать на основе
существенных признаков: внешний вид, питание; польза для человека;
 знакомит с объектами неживой природы и некоторыми свойствами воды,
песка, глины, камней.
 Продолжает развивать способность наблюдать за явлениями природы в
разные сезоны года и изменениями в жизни животных, растений и человека
(выделять признаки времен года по состоянию листвы на деревьях,
почвенному покрову).
 Способствует усвоению правил поведения в природе (не ломать ветки, не
рвать растения, осторожно обращаться с животными, заботиться о них),
развивает умение видеть красоту природы и замечать изменения в ней в связи
со сменой времен года.
Формы реализации:
 Организованная образовательная деятельность (занятие);
 Беседы
 Наблюдения
 Рассматривание
 Опытно-исследовательская деятельность
 Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность
детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская;
 Дидактические игры.
Планируемые результаты
К концу года дети должны уметь:

 Анализировать, результаты наблюдений и делать выводы о некоторых
закономерностях и взаимосвязях в природе.
 Знать несколько видов травянистых растений, иметь представления о
способах вегетативного размножения растений.
 Знать и называть диких и домашних животных, некоторых птиц, насекомых,
земноводных.
 Делать выводы о том, как человек может беречь природу.
 Иметь представления о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и
наоборот.
 Уметь применять полученные знания на практике.
 Знать, что нужно делать, для того чтобы поддерживать свое здоровье и здоровье
окружающих людей.

Условия реализации рабочей программы:
Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе,
организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды
игр,
предметы-заместители);
центр
исследовательской
деятельности
(экспериментирование); центр конструктивной деятельности (все виды
строительного, природного материалов); центр продуктивных художественнотворческих видов деятельности и др.
В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы,
возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор
ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и
педагога.
Центры оснащены развивающими материалами:
 Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной
деятельности,
 Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской
деятельности: объекты для исследования в действии, образносимволический материал и т.д.
2. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку
инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:
 условия для свободного выбора деятельности;
 условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
 не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
 создание разных пространств, предъявления детских продуктов: легко
сменяемые стенды и полки, на которых ребенок может поместить свою
работу.

В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей:
творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление
проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.
Реализация рабочей программы предполагает необходимое ресурсное обеспечение:
Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе,
организованная в виде разграниченных зон, оснащенная развивающими
материалами: лупы, магниты, наглядно-дидактическими пособиями серии
«Мир в картинках»: «Животные жарких стран», «Насекомые», «Овощи»,
«Фрукты», «Цветы», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
В совместной деятельности педагога с детьми предполагается
создание
разнообразных коллекций, собранных детьми и взрослыми; чтение художественной
литературы; рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок,
картин , иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного,
декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.),
Проведение занятий сопровождается использованием ИКТ (телевизор, музыкальный
центр);
Объем программы - рабочая программа реализуется в форме организованной
образовательной деятельности (занятие), составляет 17 (академических часов),
занятия проводятся 1 раз в две недели, 2 занятия в месяц, в год – 17 занятий.
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с расписанием по 10
мин. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся
физкультурные минутки.
Педагогическая диагностика
1 раз в год осуществляется контроль за качеством реализации программы и
динамикой освоения программы воспитанниками.
В мае проводится игровое контрольно-диагностическое занятие с формализацией
итогов освоения детьми содержания программы в аналитической справке. Анализ
данных позволяет воспитателю своевременно координировать собственную
деятельность.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

Тема занятия

Дата

«Мир вокруг нас»

12.09.2024

«Какие стали листочки».

26.09.2024

«Меняем воду в аквариуме».

10.10.2024

«Овощи с огорода»

24.10.2024

«В гостях у бабушки».

14.11.2024

«Знакомство с куриным семейством»

28.11.2024

декабрь

«Рыбка живая – ее надо кормить»

12.12.2024

январь

«В январе, в январе, много снега во дворе».

26.12.2024

сентябрь

октябрь

ноябрь

16.01.2025
«Посадка лука»
февраль

13.02.2025
«Покормим птиц зимой»

март

30.01.2025

27.02.2025
13.03.2025

«Экологическая тропа».

03.04.2025

«Прогулка по весеннему лесу».

17.04.2025

апрель

«Знакомство со свеклой и картофелем»

08.05.2025

Итого

Игровое контрольно - диагностическое
занятие
17 занятий

22.05.2025

Методические рекомендации
1.Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду:Для занятий с детьми 3-4
года, - М.: Мозаика-Синтез, 2017.
2.ОП ДОУ
3.Электронные ресурсы

https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-yekologicheskie-igry-dlja-detei-3-4let.htmlhttps://vk.com/topic-75023500_37883374


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».