Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №14 «Аленушка» Протокол заседания Педагогического совета МБДОУ детский сад № 14 «Аленушка» от 30.08.2024г. г. № 1 «Утверждаю» Заведующий МБДОУ детского сада №14 «Аленушка» __________________ Е.Х.Бабасинян Рабочая Программа по дополнительному образованию дошкольников кружок по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка» (4-7 лет) Разработала: Ст.воспитатель В.В.Овечко Высшая квалификационная категория Ростовская область с. Чалтырь Пояснительная записка О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н.К.Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но корень один. Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты». Платон говорил, что: «…от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте». Художественное творчество помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом мире. Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. А поскольку творческий человек талантлив во многих областях, возникает необходимость пробовать и проявлять себя в различных видах творчества. Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, форы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности. Новый Федеральный Государственный образовательный стандарт предлагает проводить кружковую работу как ненавязчивую деятельность, где контакт ребенка с педагогом – это доверительные, спокойные отношения, при которых происходит сотворчество, экспериментирование с материалами и способами изображения. Педагог ставит себя на место ребенка, советуется с ним, просит научить тому, что умеет ребенок. Таким образом, отношения становятся товарищескими, близкими. Основная задача педагога в кружковой деятельности – ввести ребенка в сложный и многообразный мир искусства, сформировать творческую личность, умеющую применять свои знания в других видах деятельности, в повседневной жизни. Ведь счастливое детство – это умное детство. Актуальность В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют процесс человечества. Наше время тоже требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Потенциал творческих способностей, заложенных в человеке, не имеет границ. Важно создать все необходимые условия для того, чтобы с раннего детства человек имел возможность воспользоваться своим богатством, мог свободно ориентироваться в любой ситуации. Цель программы – формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие творческих, художественно – эстетических способностей, творческого воображения, фантазии детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов. 2.Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства. 3.Учить детей видеть и понимать прекрасное, в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений. 4.Подводить детей к созданию выразительного образа приизображении предметов и явлений окружающей деятельности. 5.Формировать умение оценивать созданные изображения. 6.Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов. 7.Развивать творческие способности детей. 8.Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности. 9.Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. Программа кружка составлена в соответствии с нормативными правовыми документами: - Федеральный законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». -Учебного плана муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Аленушка» -Годового календарного графика муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Аленушка». Программа кружка рассчитана на 2 года обучения Содержание кружковой деятельности реализуется программами: Художественное воспитание, обучение и развитие детей с 2-7 лет – «Цветные ладошки» И.А. Лыкова. Сроки реализации и возраст детей Группа комплектуется детьми в возрасте 4- 7(рассчитана на средний старший и подготовительный возраст), на основании результатов анкетирования родителей, приоритетного направления художественно-эстетического развития. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребёнок, родители, воспитатели. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня, с подгруппой детей состоящей из 8-10 человек, продолжительностью 20, 25мин и 30 мин, Принципы реализации программы: Процесс обучения должен осуществляться одновременно по нескольким направлениям, но с обязательным соблюдением принципов: 1. Системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах образовательной деятельности, и на протяжении всего периода обучения по данной программе. 2. Наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала. 3.Доступность – комплекс образовательной деятельности составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному); 4.Проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций; 5.Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора. Методические рекомендации по работе с программой. Кружок проводятся в групповой комнате, в которой все участники располагаться за столами и по желанию свободно передвигаются. В начале и в конце нашего сотрудничества используется игра для настроя детей на творчество. Детский рисунок, аппликация, сюжетная лепка – всё это итог работы, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе нашего занятия. Кружковая работа должна проходить в эмоционально – непринуждённой обстановке. К каждому ребёнку необходимо находить индивидуальный подход, и учитывать его личностные особенности. Воспитатель должен обладать профессиональными качествами, и в случае необходимости, всегда прийти на помощь, и помочь ребёнку справиться с возникшими затруднениями. На занятиях регулярно используется музыкальное сопровождение танцевальной и релаксационной направленности, которое эффективно помогает снять мышечное и психоэмоциональное напряжение у воспитанников. Продолжительность зависит от качества внимания, степени развития творческого мышления, сложности предложенных задач. Создание условий работы кружковой деятельности: Эстетическая развивающая среда в группе создаётся как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты и включает, внутренне убранство группы, где живут и воспитываются дети, световой фон, вписывающийся в интерьер, мебель, яркие игрушки, произведения изобразительного искусства, детского творчества; соответствие возрастным и психологическим особенностям детей Центр изобразительного искусства. Здесь размещаются материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного искусства, предметами промыслов народов России Кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудования необходимые для детской изобразительной деятельности. При подборе учитываются половые различия детей (гендерные) – предоставляются материалы и оборудования для формирования творческих способностей, интересные как мальчикам, так и девочкам. Специальная атрибутика. Волшебная шкатулка, чудо ножницы, волшебные кисточки, весёлый пластилинчик. Дидактический материал: Дидактические игры, игры для восприятия цвета и развития руки. «Маленький художник», «Собери букет», « Скульптор», «Волшебные картинки», « Оживающие букашки». Наглядный материал Альбом «художники и их иллюстрации»; Альбом «Рисуйте с нами»; Альбом «Народные традиции»; Репродукции картин. Художественная литература. Компьютер, проектор. Театральный центр: Здесь собрано всё необходимое для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «Бибабо». Музыкальный центр. Сиди – аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка» и т.д. Видеоматериалы: «Природа края», «Наш посёлок», «Весёлый карандаш», «Зимние забавы», «Возвращение цвета», картотека диафильмов и т.д Техническое оснащение: Ноутбук, телевизор, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, мультимедио. Материалы, инструменты: Ватман; Обои; Фломастеры; Акварель, гуашь, кисточки; Печати – клише; Трафареты; «инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования; Бусинки, пуговицы; Пробки; Свечи; Цветная бумага; Нитки, вата; Пластилин; Лоскутки ткани; Структура программы: 1 раздел: «Королева кисточка» (живопись) Живопись - вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Как и др. виды искусства, живопись выполняет идеологические и познавательные задачи, а также служит сферой создания предметных эстетических ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда. 2 раздел: «Чудо ножницы» (аппликация) Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. 3 раздел: «Весёлый пластилинчик » (лепка) Это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Задачи 1 раздела: (средняя группа) Совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получить новые цвета и оттенки); Легко уверенно пользоваться кистью – умело проводить линии в разных направлениях; Учить рисовать акварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков (разные оттенки жёлтого при изображении листьев, два три оттенка красного цвета при изображении яблока); познакомить с приёмами рисования простым карандашом, пастелью, цветными мелками, углём, сангиной. (подготовительная группа) Совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); самостоятельно выбирать художественные материалы для создания выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или пастель, для декоративного панно – гуашь, для предварительных набросков или эскизов – уголь или простой карандаш.) Задачи 2 раздела: (старшая группа) Показывать новые способы создания образов; симметричное вырезывание из сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных предметов, силуэтное вырезывание по нарисованному или воображаемому контуру для изображения несимметричных предметов; накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор (круги, полукруги, ромбы, ёлочки) для изготовления ажурных изделий (салфетки, занавески, одежда для кукол); в коллективной работе создавать орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи). (подготовительная группа) Инициировать самостоятельный выбор детьми разных способов создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник); совершенствовать содержание и технику прорезного декора (новогодние игрушки и украшения, эмблемы, символы, гербы), познакомить с ленточным способом вырезания для получения многофигурных симметричных изображений; показать способ вырезывания из бумаги, сложенной несколько раз по диагонали (звёздочки, снежинки, цветы); познакомить с новыми видами аппликации из ткани, природного материала. Задачи 3 раздела: (средняя группа) Учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать изобразительную технику – продолжать освоение рельефной лепки (натюрморт, портрет ), скульптурного способа или лепки из целого куска путём вытягивания и моделирования частей,; показывать способ лепки на форме или каркасе для прочности сооружения, предлагать на выбор приёмы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезывание или процарапывание стекой, кистевая роспись по замыслу или по мотивам народного декоративно – прикладного искусства). (подготовительная группа) Побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал, способы лепки (скульптурный, комбинированный, модульный, рельефный, папье- маше), приёмы декоративного образа. Структура образовательной деятельности состоит из 3 этапов: 1) Подготовительный Цель подготовительного этапа – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональные, партнерские отношения с детьми. 2) Практический: На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всей образовательной деятельности. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников. 3) Заключительный Целью этой части занятия является закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. Методические приёмы: Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом. Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления полученных знаний, и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности). Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится в конце занятия. Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с окружающим. Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения. Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала. Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам. Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения. Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей. Рисование сюжетов национальных сказок, орнаментов - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, закрепления названий орнаментов народов Севера. Работа с родителями. Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. Проводить просветительскую работу с родителями в форме родительских собраний, консультаций, викторин, наглядной информации, совместные выставки, презентации, анкетирование, индивидуальный подход и беседа с каждым родителем. Мониторинг. (определяется в соответствии с критериями комплексной программы «Детство».) Уровни освоения программы: Низкий. Ребёнок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, замечает общие видовые и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Видит и понимает эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные) окружающих, а также художественных образов, сопереживает им. Виды, жанры и средства выразительности изобразительного искусства не выделяет. Понимает, для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди; соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого, эмоционально, образно высказывает свои суждения. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими ещё недостаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет. Средний. Ребёнок проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает радость от встречи с ним. Видит характерные признаки объектов и явлений окружающего мира. Различает виды искусства по их жанрам, средствам выразительности. Имеет представление о творческом труде художников, скульпторов, графиков, видит особенности творческой манеры некоторых из них. Может самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями. Общается по поводу воспринятого со сверстниками, взрослыми. Использует в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество. Высокий. Ребёнок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Видит общие, типичные, видовые, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности. Видит и понимает разнообразные эмоциональные проявления в окружающем мире, а также в художественных образах, за внешним выражением переживаний видит внутреннее состояние, настроение, сопереживает им. Знает различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности; рассказывает о профессиях художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенности их творческого труда. Помнит имена некоторых из них, их конкретные произведения. Может соотносить образы изобразительного искусства с образами других искусств: музыки, танца, поэзии, литературы, балета и др. сопоставлять и находить в них внутреннее созвучие, сходство и различие по настроению, состоянию и др. Ожидаемый результат: • Значительное повышение уровня развития творческих способностей. • Расширение и обогащение художественного опыта. • Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, -обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом. • Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать, плести и т.п.). • Сформируются навыки трудовой деятельности Заключение: Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. В процессе работы, моей основной задачей стало – подвести ребёнка к самостоятельному поиску и выбору способов и средств выразительного воплощения в рисунке своего замысла, своих чувств и переживаний при помощи разнообразных художественных материалов. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании программы по ИЗО Литература: Т. С. Комарова, А. В. Антонова, А. В. Зацепина «Красота. Радость. Творчество», издательство Мозаика-Синтез, М., 2008 г. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», издательство МозаикаСинтез, М., 2008 г. И. А. Лыкова, программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки», Карапуз-Дидактика, М., 2007 г. Пантелеева Л.В. «Музей и дети» Казакова Т.Г. «Рисуем натюрморт»(5-8 лет), «Цветные пейзажи»(3-8 лет) Копцева Т.А. «Природа и художник». - М.: Сфера, 2001. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом; Детям о книжной графике; Знакомство с пейзажной живописью. – СПб.: Детство-Пресс, 2003 Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду - М.: МозаикаСинтез, 2005 Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством - М.: Мозаика-Синтез, 2005 Комарова Т.С. Детское художественное творчество – М.: Мозаика-Синтез, 2005 Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во 2 младшей, средней, старшей, подготовительной к школе группе детского сада – М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010 Модель реализации программы Направления работы 1. Работа с детьми Содержание деятельности Срок исполнения 1. Игры-занятия в кружковой работе, В течение просмотр презентаций с использованием учебного года ИКТ. 2. Диагностика с целью отслеживания 2 раза в год результатов практических навыков (октябрь, апрель) 3.Рассматривание альбомов, В течение иллюстраций, репродукций, открыток, учебного года иллюстраций к художественным изданиям. 4.Чтение художественной литературы. В течение учебного года 5.Театрализованные игры, хороводные В течение игры учебного года 6. Продуктивная деятельность детей. В течение учебного года 7. Участие в выставках детского В течение творчества, которые организовываются в учебного года детском саду 8. Творческие отчеты – организация 1 раз в год выставки работ кружка. (май) 2.Сотрудничес 1.Помощь в оформлении материалом В течение тво с изобразительного уголка в группе. учебного года родителями 2. Участие родителей в совместных В течение года конкурсах, которые организовываются в детском саду 3. Участие в викторинах и конкурсах. В течение учебного года 3. 1.Организация предметно-развивающей В течение Методическое среды, связанной с художественно- реализации сопровождение эстетическим развитием детей. программы 2.Подборка художественной литературы, В течение презентаций, видеофильмов для детей. учебного года 4. Работа с педагогами 3.Картотека нетрадиционных способов Май рисования. 5. Конспекты кружковых занятий. В течение реализации программы 7. Консультационный материал для В течение педагогов. реализации программы 8. Консультационный материал для В течение родителей. реализации программы 1. Выступления на педагогических В течение советах, методических объединениях. учебного года 2. Консультации для педагогов. В течение реализации программы 3. Педагогическая мастерская (обмен В течение творческими находками). реализации программы 4.Работа в творческой группе педагогов. В течение реализации программы 5.Мастер-класс для педагогов 2 раза в год «Нетрадиционные изобразительные технологии». Ресурсное обеспечение программы: - Уголок изобразительной деятельности в группе. -Методический инструментарий (конспекты кружковых занятий, картотека нетрадиционных способов рисования, подборка репродукций картин известных художников, оформление альбомов, сбор иллюстративного материала, аудио - видео записи). Ожидаемые результаты: Основное внимание следует уделять не столько сформированности конкретных представлений, развитию умений, сколько проявлению творчества, инициативности, самостоятельности в создании образа. По итогам учебного года дети должны: - Проявлять интерес к эстетически привлекательным образам (репродукции картин, книжным иллюстрациям, красивым предметам быта). - Достаточно хорошо владеть такими техниками нетрадиционного рисования, как рисование пальчиками, ладонью, рисование тычком, салфеткой, тампоном, крупой. - Украшать силуэты элементами росписи, используя оттиск. - Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию. - Делать фон для своей будущей работы. При разработке программы учитывались принципы построения: актуальность, реалистичность, систематичность, доступность, построение программного материала от простого к сложному, повторность материала. Основные принципы, заложенные в основу программы: Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Принцип динамичности - каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания. Принцип сравнений - подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению. Принцип выбора - подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе. Способы определения результативности: Диагностика проводится 2 раза в год (октябрь, май). Оценка освоения изобразительной деятельности производится с опорой на исследования, разработки и диагностические методики, предлагаемые программой «От рождения до школы» «От рождения до школы»: «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд.М.:Мозаика-Синтез, 2014. Н.Вераксы, Т.С. Комаровой, В.Гербовой. Содержание программы на 2024-2025 учебный год. Дата № п/п Тема занятия Техника Программное содержание сентябрь Познакомить с новой техникой рисования – тампонированием. 1. Учить аккуратно Набежала тучка Тампониров набирать краску. озорная ание Продолжать знакомить с цветом. Оборудование - лист бумаги белого цвета; -краска серого цвета в чашечке; -тампон; Развивать эстетический -салфетки. вкус. сентябрь 2. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство Рисование выразительности. Мой любимый пальчиками дождик Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. сентябрь Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. 3. Ежик Рисование ладошкой -заготовки тучки сделанные на предыдущем занятии; -краска синего цвета в мисочках; -салфетки; -зонтик для игры. - листы бумаги белого цвета с силуэтом ежика; Учить ребёнка воображать и фантазировать. Совершенствовать - гуашь работу руки, что черного цвета в способствует развитию чашечках; координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату. - салфетки. октябрь Учить детей создавать ритмические композиции. 4. Наряды для наших кукол - вырезанные из бумаги силуэты Развивать чувство ритма платьев; и композиции, мелкую - куклы; Рисование моторику, внимание, пальчиками мышление, память, речь. - гуашь октябрь Вызвать у детей желание нарисовать красивые платья для кукол, живущих в нашей группе. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции. 5. Компоты и варенье в баночках разноцветная в чашечках; - салфетки. - вырезанные из бумаги силуэты банок разного размера; - гуашь Развивать чувство ритма красного, и композиции, мелкую синего и Рисование моторику, внимание, желтого цвета пальчиками мышление, память, речь. в чашечках; Побуждать детей доступными каждому ребёнку средствами выразительности изображать фрукты и ягоды, которые они выдели, пробовали и хотели бы нарисовать - салфетки; - банки с вареньем; - чайные ложки. октябрь ноябрь 6. 7. Продолжать учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать Рисование интерес к отражению Веточка рябины пальчиками впечатлений и представлений о красивых картинах (объектах) природы в изобразительной деятельности. Грибок Рисование крупой ноябрь Ласковый котенок - гуашь красного цвета в чашечках; - салфетки; - иллюстрации рябины. -листы бумаги Познакомить с техникой белого цвета с рисования крупой. силуэтом грибочка; Развивать творчество детей. Воспитывать -кисти; аккуратность и способность довести -клей ПВА; начатое дело до конца. -крупа манная; Развитие мелкой моторики рук. -салфетки. - листы бумаги с нарисованным силуэтом Развивать мелкую котенка; моторику, внимание, мышление, память, речь. 8. - листы бумаги белого цвета с нарисованной веточкой рябины; Рисование Воспитывать интерес к пальчиками рисованию нетрадиционными способами. Вызвать у детей желание помочь котенку. - игрушка котенок; - гуашь белого, черного, оранжевого цвета в чашечках; - салфетки. ноябрь ноябрь Звездочки на небе 10. Солнышко Рисование крупой декабрь 9. - листы бумаги Продолжать учить детей темно-синего цвета с создавать ритмические аппликацией композиции. крыши домов; Развивать чувство ритма - гуашь и композиции, мелкую Рисование желтого цвета моторику, внимание, пальчиками мышление, память, речь. в чашечках; 11. Щенок Рисование методом тычка Воспитывать интерес к - салфетки; природе и отображению - иллюстрации ярких представлений в с ночным рисунке. звездным небом. Продолжать знакомить -листы белого цвета с детей с техникой силуэтом рисования крупой. солнышка; Развивать творчество -кисти; детей. Воспитывать аккуратность и -клей ПВА; способность довести начатое дело до конца. -крупа манная; Развитие мелкой моторики рук. -салфетки. -листы белого цвета с силуэтом Учить рисовать методом щенка; тычка. Закреплять -кисть с умение правильно жестким держать кисть. ворсом; Закреплять представления о цвете. - краска Прививать аккуратность коричнего при работе с краской. цвета; Воспитывать интерес к рисованию. -стаканы с водой -салфетки. декабрь декабрь декабрь 12. Дед Мороз Дед Мороз (продолжение 13. работы) Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда - листы светлоМороза. голубого цвета; Рисование Развивать внимание, - белая гуашь в ладошками мышление, память, речь. плошках, Воспитывать интерес к - салфетки. рисованию нетрадиционными способами. Продолжать учить детей создавать ритмические - заготовки с композиции. бородой Деда Развивать чувство ритма Мороза и композиции, мелкую дополненные Рисование моторику, внимание, аппликацией пальчиками мышление, память, речь. (шапочка и нос) с предыдущего Вызывать у детей занятия. желание украсить наряд Деда Мороза. Рисование 14. В лесу родилась методом елочка. тычка -листы белого цвета с силуэтом Продолжать учить детей елочки; рисовать методом тычка. Закреплять умение -кисть с правильно держать жестким кисть. Закреплять ворсом; представления о цвете. Прививать аккуратность - краска при работе с краской. зеленого цвета; Воспитывать интерес к -стаканы с рисованию. водой -салфетки. январь Продолжать учить детей создавать ритмические -заготовки композиции. елочки Развивать чувство ритма сделанные на и композиции, мелкую предыдущем моторику, внимание, занятии; 15. Украсим елочку Рисование пальчиками мышление, память, речь. -краски разных Вызывать у детей цветов в желание мисочках; украсить елочку к -салфетки. новому году. январь январь Продолжать знакомить детей с техникой печатанья ладошками. - лист ватмана; Развивать внимание, - зеленая гуашь мышление, память, речь. Рисование 16. в плошке, (коллективная ладошками Воспитывать интерес к - салфетки. отображению ярких работа) впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. Продолжать знакомить - лист бумаги детей с новой техникой синего цвета с рисования силуэтом тампонированием. снеговика; Елочкакрасавица 17. Снеговик Учить аккуратно Тампониров набирать краску. ание -краска синего цвета в Продолжать знакомить с чашечке; цветом. -тампон; Развивать эстетический -салфетки. вкус. январь февраль февраль Продолжать учить детей создавать ритмические - лист бумаги композиции, рисовать белого цвета; пальчиками сложенными Рисование щепоткой -краска синего 18. Кто здесь прошел? пальчиками цвета в Развивать чувство ритма чашечке; и композиции, мелкую -салфетки. моторику, внимание, мышление, память, речь. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной - листы бумаги техникой рисования квадратной пальчиками. Учить формы, синего наносить ритмично точки цвета – «окна»; на всю поверхность листа. - гуашь белого Рисование 19. Снегопад за цвета; окном пальчиками Развивать чувство ритма и композиции, мелкую - чашки для моторику, внимание, краски; мышление, память, речь. - салфетки. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями. - лист ватмана Развивать голубого цвета цветовосприятие, – «море»; Веселыеосьмин мелкую моторику, Рисование 20. ожки внимание, мышление, - гуашь (коллективная ладошками память, речь. разноцветная в работа) Воспитывать интерес к плошках; рисованию - салфетки. нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. февраль февраль 21. Снежинка 22. Петушок Рисование крупой Рисование ладошкой Познакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. -лист бумаги с нарисованной снежинкой на каждого ребенк а синего цвета; -клей ПВА; -кисти; -манная крупа. -белый лист Продолжать знакомить с бумаги на техникой печатанья каждого ладошками. Закрепить ребенка; умение дополнять изображение деталями. -мисочки с Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь красками желтого, синего, красного, зеленого цветов март 23. Веточка мимозы Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). - гуашь желтого цвета; Развивать чувство ритма - чашки для и композиции, мелкую краски; моторику, внимание, мышление, память, речь. - салфетки. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке. март - листы бумаги с веточками мимозы; - листы бумаги с нарисованной линией – нитка для бус; - кукла Катя; Развивать мелкую моторику, внимание, 24. Бусы для куклы Рисование мышление, память, речь. - гуашь Кати пальчиками разноцветная; Воспитывать интерес к - чашечки для рисованию краски; нетрадиционными способами. Вызвать - салфетки. желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы. март март апрель 25. Цыпленок Рисование методом тычка Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. -белый лист бумаги с силуэтом цыпленка на каждого ребенка; - каски желтого цвета-кисти. Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования – тампонированием. Познакомить детей с Тампониров положительными и 26. Огонек невеличка ание отрицательными свойствами огня, правилами ОБЖ. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – - лист ватмана с лучики для солнышка. нарисованным посередине Развивать жёлтым кругом; цветовосприятие, Солнышко 27. (коллективная Рисование мелкую моторику, - гуашь жёлтого ладошками внимание, мышление, работа) цвета в плошке; память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. - салфетки. апрель апрель апрель Упражнять в технике рисования пальчиками. -белый лист Закрепить умение бумаги с ритмично наносить точки силуэтами в определенной сосулек на последовательности каждого ребенка; Повисли с Рисование Развивать чувство ритма 28. крыш сосульки пальчиками и композиции, мелкую -мисочки с льдинки моторику, внимание, краской синего мышление, память, речь. цвета; Носит 29. одуванчик желтый сарафанчик 30. Солнечные цветы Воспитывать интерес к -салфетки. природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично наносить точки - листы бумаги светло-зеленого на всю поверхность цвета; листа. - гуашь желтого Рисование Развивать чувство ритма цвета в пальчиками и композиции, мелкую чашечках; моторику, внимание, мышление, память, речь. - салфетки. Рисование методом тычка Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. Развивать умение детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. - листы бумаги светло-зеленого цвета; - гуашь разных цветов в чашечках; - салфетки. май 31. май Рисование методом тычка Познакомить детей с праздником «День победа» и неотъемлемой частью празднования – -иллюстрации с салютом. Упражнять изображением детей в рисовании салюта; методом тычка. - листы бумаги Закрепить умение ритмично наносить точки синего цвета; на всю поверхность - гуашь разных листа. цветов в Развивать чувство ритма чашечках; и композиции, мелкую - салфетки. моторику, внимание, мышление, память, речь. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. Развивать мелкую 32. Золотая рыбка Рисование моторику, внимание, пальчиками мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание помочь мамерыбке. Салют - вырезанные из белой бумаги силуэты рыб; - мама-рыбка (образец);гуашь желтого цвета;- чашечки для краски;салфетки. май май Дать ребёнку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить - листы бумаги ребёнка воображать и белого цвета; фантазировать. Рисование Совершенствовать - гуашь алого и 33. Аленький цветочек ладошками работу руки, что зеленого цветов способствует развитию в чашечках; координации глаз и руки. - салфетки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение - вырезанные и равномерно наносить раскрашенные точки на всю божьи коровки поверхность предмета. без точек на спинках; 34. Божьи коровки Рисование Развивать чувство ритма на лужайке. пальчиками и композиции, мелкую - чёрная гуашь моторику, внимание, в мисочках; мышление, память, речь. - ватман; Воспитывать интерес к природе и отображению - салфетки. ярких впечатлений в рисунке. Нетрадиционные техники рисования. 1. МЕТОД «ТЫЧКА» (рисование жесткой полусухой кистью) Иногда, рисуя животных, мы закрашиваем их шерсть одним сплошным цветом. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пушистость меха животного или объемность поверхности? Для этого есть несколько способов. Один из них - с помощью тычков жесткой кистью. Особая пушистость или колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски. Поэтому очень важно, чтобы ребенок набирал гуашь только на кончик ворса и начинал рисовать слева направо, не оставляя промежутков. Материал: Альбомный лист бумаги, простой карандаш, гуашь, жесткие и мягкие кисточки, баночка с водой, тряпочка. Ход работы: Рисуем простым карандашом контурное изображение животного .На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта животного. Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали. Варианты работ: тычком жесткой полусухой кисти можно рисовать котенка, собаку, овечку, козу, ежа, гриву льва, снеговика, снег, елку, сосну, лес, солнце, цветы (одуванчики, подсолнухи) и многое другое. 2. РИСОВАНИЕ ВАТНОЙ ПАЛОЧКОЙ Получающиеся картинки, нарисованные точками, похожи на древние фрески. Оформив рисунок ребенка рамкой, вы можете украсить его комнату картиной «собственного производства». Материал: Половина альбомного листа, простой карандаш, ватные палочки, гуашь (или акриловые краски), баночка с водой, тряпочка. Ход работы 1. Простым карандашом намечаем контуры крупного предмета, например бабочки. 2. Затем на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и рисуем по контуру силуэта бабочки, чтобы получались точки. Для того, чтобы сменить цвет, приготовьте чистую ватную палочку. 3. Из точек на крыльях бабочки составляем различные узоры: цветы, разноцветные полоски, геометрические формы и т.д. Варианты работ Точками можно рисовать что угодно, бабочку, стрекозу, змею, рыбу, ежа, медузу, зверей, деревья, пейзажи и т.д. С детьми, более старшего возраста можно рисовать более мелкие предметы и сразу ватной палочкой без наметок простым карандашом. 3. НЕОБЫЧНОЕ РИСОВАНИЕ ОТТИСКИ Если нужно передать фактуру предмета, то нам на помощь приходят оттиски различными материалами с текстурированной поверхностью: поролоновым тампоном, смятой бумагой, полиэтиленом, пенопластом, ластиком, веревкой для белья, закрепленной на конце толстого бруска, и т.д.. Ребенок учится экспериментировать новыми материалами. И это доставляет ему огромное удовольствие. Ведь с помощью оттисков можно добиться потрясающего сходства с действительностью – передать пушистость, мягкость, ноздреватость, кучерявость, колкость и т.д. Материал. Альбомный лист, простой карандаш, мисочка со штемпельной подушечкой, пропитанная гуашью (или блюдце с краской), поролоновый тампон, гуашь, кисточка, баночка с водой, тряпочка. Ход работы Простым карандашом намечаем контур предмета, например, овечки. Затем кончик поролонового тампона прижимаем к штемпельной подушке с краской и делаем отпечатки на силуэте овечки. Если надо использовать новый цвет, необходимо взять другую мисочку со штемпельной подушкой и чистый инструмент для рисования. Когда краска подсохнет, овечке тонкой кисточкой дорисовываем рога, глаза, хвост. Варианты работ. С помощью оттисков поролоновым тампоном, комком смятой бумаги или полиэтилена можно нарисовать елку, животного, птицу, крону дерева, сугробы снега, снеговика. Отпечатки поролоном пригодятся для передачи фактуры дома, одежды, шерсти животного. Веревкой для белья изобразим змею, овечку, облака. Ластиком отпечатаем каждый кирпичик на кремлевской стене или плетенную корзинку. 4. РИСУЕМ ЛАДОШКАМИ Один из самых первых инструментов, при помощи которого можно создавать яркие и оригинальные шедевры, – это детские ладошки. Шлеп, и отпечаток готов! А теперь вглядываемся, что нам напоминает оставленный на бумаге след? Добавим несколько штрихов, и отпечаток ладони становится осьминогом, белым медведем или ёжиком. Дети очень любят такие увлекательные превращения. Ведь знакомые ребенку ладошки могут преобразовываться во вполне узнаваемые предметы. Материал: альбомный лист или цветная бумага любого цвета, широкие мисочки (можно использовать одноразовые тарелки) с разведенной водой гуашью (или пальчиковыми красками),гуашь, тонкая и широкая кисточка, мисочка с водой, чтобы помыть руки, тряпочка. Ход работы 1. В начале занятия потренируйте ребенка делать отпечаток сухой ладонью. 2. Набрать краску на ладонь можно двумя способами: ребенок опускает в мисочку с гуашью всю ладонь, или взрослый широкой кисточкой наносит слой краски непосредственно на ладонь малыша. 3. Ребенок делает отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони на бумаге. Если по замыслу нужно, чтобы пальцы смотрели вниз, переворачиваем лист бумаги уже с готовым отпечатком "вверх ногами". 4. Когда отпечаток ладони на бумаге высохнет, доводим его до нужного образа, например , свинье дорисовываем на отпечатке большого пальца глаза, нос-пятачок, треугольные уши, с другой стороны - хвост-крючок. Маленькие хитрости Из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика, слона, свинью, барашка, белого медведя, лошадь, рыбу, медузу, осьминога, дерево, куст, цветок, кленовый лист и т.д. Если соединить вместе большие пальцы и сделать отпечаток сразу двух ладошек, получится краб или бабочка. Ставить отпечатки можно тыльной стороной пальцев (морской конек), большим пальцем (туловище рыбы, краба или паука) или боковой стороной кулачка (отпечаток следа человека). Можно сделать два отпечатка одной и той же ладонью, чтобы не пачкать другую. Рисовать ладошками можно на листах бумаги большого формата. Детей постарше можно учить обводить контур ладони простым карандашом, а затем доводить до нужного образа при помощи цветных карандашей. 5.РИСУЕМ ПАЛЬЧИКАМИ Даже для самых маленьких детей рисование может стать одним из самых любимых и полезных занятий. Малыши еще не могут изображать предметы. К тому же они такие непоседы! Поэтому самый доступный способ рисования для таких малышей — пальчиками. И действительно, что может быть проще – макай пальчик в краску да малюй. Даже у начинающего рисовать малыша получаются очень красивые работы Трудно испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды красной рябины для голодных птиц. К тому же в последнее время появился огромный выбор специальных красок для рисования пальчиками – они легко смываются с рук и хорошо отстирываются с одежды. Можно и самим приготовить краски для рисования пальчиками. Самый легкий способ - развести гуашь, небольшим количеством воды, добавив в неё несколько капель моющего средства для мытья посуды или крахмал. Более сложный рецепт - сварить густой кисель из 1,5 ст. ложки крахмала и стакана воды, остудить, разделить на несколько частей. В каждую порцию добавить пищевой краситель разных цветов. Безопасные и недорогие пальчиковые краски готовы. Пальчиком легче всего рисовать точки. Ребенку будет интереснее украшать точками, заранее нарисованные предметы (мухомор, подсолнух, божью коровку, рисовать яблоки на яблоне, кружочке на платье и т.д.) или дополнять сюжетные картинки (рисовать падающий снег или дождь, горошек для петушка, зернышки для цыплят и т.д.). Для начала можно предложить ребенку рисовать пальчиком на подносе с манкой, солью или речным песком. Ход работы 1. Ребенок опускает кончик пальчика в краску. Следите, чтобы малыш неглубоко опускал пальчик в баночку с краской. 2. Покажите малышу, как ставить на листе бумаги пальчиком точки, рисовать мазки, проводить линии. При необходимости, возьмите руку ребёнка в свою и нарисуйте несколько точек. 3. При смене цвета пальчик промываем.